Проблема получения не только теоретических знаний, но и практических навыков студентами стоматологических факультетов медицинских вузов является актуальной в течение многих лет. Профессия врача-стоматолога обязывает иметь отточенные, слаженные движения, чуткие пальцы, идеальный глазомер, поскольку основное лечение стоматологических заболеваний происходит не медикаментозным, а инвазивным путем. Пожалуй, ни в одной другой профессии нет необходимости так много, точно и быстро осуществлять различные мануальные манипуляции, как в профессии стоматолога. От зубного врача ожидается умение работать в условиях ограниченной видимости в труднодоступном поле, обращаться с маленькими, острыми, движущимися и вращающимися инструментами, проявляя невиданную ловкость, ювелирную точность, сноровку, а также необычайную выдержку и спокойствие в самой проблемной ситуации. Проблема овладения практическими навыками среди студентов стоматологических факультетов распространена не только в России, но и в Европе, США, Китае. Для решения этой проблемы студентам предлагалось два способа освоения практических навыков: во время работы на простейших, часто самодельных моделях, а также «у постели больного». отработка простых навыков происходила на выполненных из гипса слепках и моделях челюстей, изготовленных зубными техниками для отлива коронок и вкладок. Такие образцы давали только самое общее представление о строении ротовой полости и не могли служить настоящими тренажерами. Получение практических навыков «у постели больного» занимало ведущую позицию в течение нескольких веков, однако в том случае возможности тренировки ограничены этическими нормами и заботой о здоровье пациента.
Сегодня проблема наработки практических навыков решается путем создания учебных центров, оснащенных симуляционным оборудованием для моделирования большого количества разнообразных ситуаций.
Преимуществами использования симуляционного оборудования для обучения студентов являются:
· Возможность наработки навыков проведения диагностических и лечебных процедур при различных заболеваниях и травмах полости рта
· Соблюдение принципов этики и деонтологии по отношению к реальным пациентам
· Повышение психологической устойчивости, уверенности в себе студентов, практикантов, ординаторов и интернов
· Наработка навыков обращения с различными стоматологическими инструментами и материалами
· Ознакомление студентов и практикующих врачей с недавно появившимися инновационными методами диагностики и лечения заболеваний полости рта
· Овладение навыками, необходимыми для соблюдений норм и правил асептики и антисептики
· Овладение навыками соблюдения правил техники безопасности при работе с различным оборудованием и материалами
· Получение навыков оказания экстренной и скорой медицинской помощи пациентам во время стоматологического приема
· Получение навыков работы в команде, лечения «в 4 руки», взаимодействия с коллегами, смежными специалистами, ассистентами, средним медицинским персоналом
· Получение возможности навыков работы с материалами по своим характеристикам, максимально имитирующими плотность, твердость, растяжимость и гладкость натуральных тканей ротовой полости и лица
· Возможность многократного повторения различных манипуляций с доведением их до автоматизма
· Получение навыков эргономики, размещения инструментов и материалов, регулировки уровня освещенности и других параметров
· Отработка навыков реагирования в сложных и редких ситуациях
· Формирование основ критического мышления
· Возможность самостоятельного поиска, разбора и исправления ошибок, получения помощи и подсказки от наставника или одногруппников
· Возможность самоконтроля правильности выполнения действий
· Возможность получения максимально полной обратной связи от преподавателя
· Возможность самостоятельной тренировки навыков в случае необходимости
Роль симуляционного оборудования при обучении студентов-стоматологов трудно переоценить, ведь благодаря нему из стен учебных заведений выпускаются не только теоретически подкованные, но и практически подготовленные специалисты, готовые к ведению самостоятельной деятельности в условиях поликлиники или стационара.
Ведущей задачей обучения с помощью симуляционного оборудования является приобретение будущими врачами значительного набора профессиональных компетенций, необходимых для оказания зубоврачебной помощи пациентам.
Сегодня известнейшие и старейшие медицинские вузы России неуклонно увеличивают количество симуляционного оборудования в своих учебных центрах, однако до сих пор не все институты и университеты могут похвастаться достаточным количеством фантомных установок, моделей и инструментов. Не все учебные заведения стоматологического профиля нашей страны готовы внедрению новых стандартов образования и аккредитации, т. к. оборудование симуляционных учебных центров является финансово затратным. Для того, чтобы оборудовать такой центр вузам приходится обращаться в органы власти, к представителям министерства здравоохранения, а также к спонсорам. Часто учебные заведения, демонстрирующие хорошие результаты, получают гранты на развитие лабораторий и симуляционных классов, или получают оборудование от крупных клиник, заинтересованных в получении квалифицированных кадров.
В современном мире наличие в учебных центрах высших учебных заведений медицинского профиля различных видов симуляционного оборудования является важнейшим условием для качественного обучения и подготовки будущих специалистов. Использование различных форм работы на моделях и фантомах является одним из наиболее важных показателей сформированности профессиональных компетенций, и, как следствие, условием допуска к взаимодействию с реальными пациентами в поликлиниках и стационарах. Во время внедрения качественно нового подхода к профессиональной подготовке будущих стоматологов благодаря использованию симуляционных установок и моделей удалось отказаться от использовавшегося много лет принципа «смотри и повторяй», заключавшегося в необходимости запоминания и последующего воспроизведения действий, выполненных практикующим врачом. На сегодняшний день студенты могут многократно повторять любую манипуляцию, изменяя какие-либо характеристики, пробуя и экспериментируя, самостоятельно находить и разбирать свои ошибки, получать немедленную обратную связь от преподавателя и однокурсников.
После окончания обучающего курса на фантомном оборудовании студенты могут приступать к работе с реальными больными в качестве следующих специалистов:
· Ординаторов первого года обучения, выполняющих функции помощника специалиста
· Врачей-ассистентов
· Ординаторов второго года обучения, проводящих самостоятельные манипуляции под контролем опытного наставника
· Ординаторов, имеющие право на самостоятельное выполнение манипуляций и процедур
Симуляционное обучение может применяться не только во время получения базового медицинского образования, но и в целях повышения квалификации и профессиональной подготовки уже практикующих специалистов.
Любое оборудование, использующееся для оснащения симуляционных классов и обучения студентов, относится к одному из семи уровней:
1. Визуальный уровень – оборудование, используемое для визуализации и подкрепления теоретических знаний. К демонстрационному оборудованию относят различные модели, графики, диаграммы, схемы, фотографии, видеоматериалы, снимки МРТ или КТ, слепки
2. Тактильный уровень – оборудование, позволяющее на практике ознакомиться с различными характеристиками тканей, материалов и инструментов. К тактильному оборудованию относятся блоки для препарирования или наложения швов, модели ротовой полости
3. Реактивный уровень – оборудование, оснащенное различными датчиками для оценки правильности выполнения той или иной манипуляции. Результаты выполнения процедуры можно мгновенно оценить с помощью световых или звуковых сигналов
4. Автоматизированный уровень – оборудование, выполняющее видеоконтроль за проведением тех или иных манипуляций и передачу материалов наставнику
5. Аппаратный уровень – оборудование, максимально полно имитирующее наполнение и устройство стоматологического кабинета со всем находящимся там оборудованием и материалами
6. Интерактивный уровень – оборудование, которое способно имитировать не только физическое состояние пациента, но и его поведение во время диагностики и лечения
7. Интегративный уровень – набор различных видов оборудования для создания максимально приближенной к реальным условиям ситуации
Во время обучения будущих стоматологов используется большое разнообразие различных видов симуляционного оборудования:
1.Для овладения приемами и методами детской стоматологии:
· Модель челюсти с прозрачной десной и комплектом из зубов для отработки приемов диагностики и лечения тканей пародонта
· Модель челюсти со смешанной окклюзией
· Модель челюсти со встроенным датчиком для оценки навыков проведения анестезии
· Модель челюсти со сменными зубами для отработки ортодонтических навыков
· Модели челюсти для отработки навыков ортопедической стоматологии
· Модели челюсти для препарирования тканей перед протезированием
· Модели неполного зубного ряда, имеющего дефекты, для проведения его реставрации
2.Для овладения методами и приемами хирургической стоматологии:
· Модели челюсти со съемными зубами для отработки навыков экстракции
· Модели челюстей с имитацией гранулем, ретинированных зубов и других дефектов
3. Учебные стоматологические фантомы пациентов
· Фантомы с головы, груди и торса пациента, оснащенные универсальным артикулятором, съемными лицевыми масками и челюстями, а также креплениями для установки на стол или зубоврачебное кресло
· Комплекты сменных лицевых масок для фантомов
· Комплекты сменных имитаторов мягких тканей ротовой полости
· Комплекты сменных зубов с дефектами и без
· Универсальные артикуляторы
5. Стоматологические симуляционные установки:
· Стоматологические симуляционные столы
· Симуляционные наконечники и блоки наконечников
6. Модели зубов и челюстей человека:
· Модели челюсти, укомплектованные сменными зубами и имитаторами мягких тканей десны, щек, языка
· Блоки для препарирования
· Беззубые модели челюсти
· Учебные модели челюсти для препарирования
· Модели детской челюсти со сменными зубами
· Учебные модели челюсти для анестезии
· Модели челюсти, оснащенные эндо-зубами для эндодонтического обучения
Для повышения качества образования будущих врачей-стоматологов должно использоваться все разнообразие симуляционного оборудования, представленного на рынке. Студенты, имеющие возможность доступа к симуляционным классам, представляют большой интерес у работодателей и востребованы в профессии. Организовывать поставки в учебные заведения необходимого оборудования должны как представители министерства здравоохранения и министерства просвещения, так и крупные стоматологические клиники, научно-исследовательские институты и научные сообщества.
Сегодня проблема наработки практических навыков решается путем создания учебных центров, оснащенных симуляционным оборудованием для моделирования большого количества разнообразных ситуаций.
Преимуществами использования симуляционного оборудования для обучения студентов являются:
· Возможность наработки навыков проведения диагностических и лечебных процедур при различных заболеваниях и травмах полости рта
· Соблюдение принципов этики и деонтологии по отношению к реальным пациентам
· Повышение психологической устойчивости, уверенности в себе студентов, практикантов, ординаторов и интернов
· Наработка навыков обращения с различными стоматологическими инструментами и материалами
· Ознакомление студентов и практикующих врачей с недавно появившимися инновационными методами диагностики и лечения заболеваний полости рта
· Овладение навыками, необходимыми для соблюдений норм и правил асептики и антисептики
· Овладение навыками соблюдения правил техники безопасности при работе с различным оборудованием и материалами
· Получение навыков оказания экстренной и скорой медицинской помощи пациентам во время стоматологического приема
· Получение навыков работы в команде, лечения «в 4 руки», взаимодействия с коллегами, смежными специалистами, ассистентами, средним медицинским персоналом
· Получение возможности навыков работы с материалами по своим характеристикам, максимально имитирующими плотность, твердость, растяжимость и гладкость натуральных тканей ротовой полости и лица
· Возможность многократного повторения различных манипуляций с доведением их до автоматизма
· Получение навыков эргономики, размещения инструментов и материалов, регулировки уровня освещенности и других параметров
· Отработка навыков реагирования в сложных и редких ситуациях
· Формирование основ критического мышления
· Возможность самостоятельного поиска, разбора и исправления ошибок, получения помощи и подсказки от наставника или одногруппников
· Возможность самоконтроля правильности выполнения действий
· Возможность получения максимально полной обратной связи от преподавателя
· Возможность самостоятельной тренировки навыков в случае необходимости
Роль симуляционного оборудования при обучении студентов-стоматологов трудно переоценить, ведь благодаря нему из стен учебных заведений выпускаются не только теоретически подкованные, но и практически подготовленные специалисты, готовые к ведению самостоятельной деятельности в условиях поликлиники или стационара.
Ведущей задачей обучения с помощью симуляционного оборудования является приобретение будущими врачами значительного набора профессиональных компетенций, необходимых для оказания зубоврачебной помощи пациентам.
Сегодня известнейшие и старейшие медицинские вузы России неуклонно увеличивают количество симуляционного оборудования в своих учебных центрах, однако до сих пор не все институты и университеты могут похвастаться достаточным количеством фантомных установок, моделей и инструментов. Не все учебные заведения стоматологического профиля нашей страны готовы внедрению новых стандартов образования и аккредитации, т. к. оборудование симуляционных учебных центров является финансово затратным. Для того, чтобы оборудовать такой центр вузам приходится обращаться в органы власти, к представителям министерства здравоохранения, а также к спонсорам. Часто учебные заведения, демонстрирующие хорошие результаты, получают гранты на развитие лабораторий и симуляционных классов, или получают оборудование от крупных клиник, заинтересованных в получении квалифицированных кадров.
В современном мире наличие в учебных центрах высших учебных заведений медицинского профиля различных видов симуляционного оборудования является важнейшим условием для качественного обучения и подготовки будущих специалистов. Использование различных форм работы на моделях и фантомах является одним из наиболее важных показателей сформированности профессиональных компетенций, и, как следствие, условием допуска к взаимодействию с реальными пациентами в поликлиниках и стационарах. Во время внедрения качественно нового подхода к профессиональной подготовке будущих стоматологов благодаря использованию симуляционных установок и моделей удалось отказаться от использовавшегося много лет принципа «смотри и повторяй», заключавшегося в необходимости запоминания и последующего воспроизведения действий, выполненных практикующим врачом. На сегодняшний день студенты могут многократно повторять любую манипуляцию, изменяя какие-либо характеристики, пробуя и экспериментируя, самостоятельно находить и разбирать свои ошибки, получать немедленную обратную связь от преподавателя и однокурсников.
После окончания обучающего курса на фантомном оборудовании студенты могут приступать к работе с реальными больными в качестве следующих специалистов:
· Ординаторов первого года обучения, выполняющих функции помощника специалиста
· Врачей-ассистентов
· Ординаторов второго года обучения, проводящих самостоятельные манипуляции под контролем опытного наставника
· Ординаторов, имеющие право на самостоятельное выполнение манипуляций и процедур
Симуляционное обучение может применяться не только во время получения базового медицинского образования, но и в целях повышения квалификации и профессиональной подготовки уже практикующих специалистов.
Любое оборудование, использующееся для оснащения симуляционных классов и обучения студентов, относится к одному из семи уровней:
1. Визуальный уровень – оборудование, используемое для визуализации и подкрепления теоретических знаний. К демонстрационному оборудованию относят различные модели, графики, диаграммы, схемы, фотографии, видеоматериалы, снимки МРТ или КТ, слепки
2. Тактильный уровень – оборудование, позволяющее на практике ознакомиться с различными характеристиками тканей, материалов и инструментов. К тактильному оборудованию относятся блоки для препарирования или наложения швов, модели ротовой полости
3. Реактивный уровень – оборудование, оснащенное различными датчиками для оценки правильности выполнения той или иной манипуляции. Результаты выполнения процедуры можно мгновенно оценить с помощью световых или звуковых сигналов
4. Автоматизированный уровень – оборудование, выполняющее видеоконтроль за проведением тех или иных манипуляций и передачу материалов наставнику
5. Аппаратный уровень – оборудование, максимально полно имитирующее наполнение и устройство стоматологического кабинета со всем находящимся там оборудованием и материалами
6. Интерактивный уровень – оборудование, которое способно имитировать не только физическое состояние пациента, но и его поведение во время диагностики и лечения
7. Интегративный уровень – набор различных видов оборудования для создания максимально приближенной к реальным условиям ситуации
Во время обучения будущих стоматологов используется большое разнообразие различных видов симуляционного оборудования:
1.Для овладения приемами и методами детской стоматологии:
· Модель челюсти с прозрачной десной и комплектом из зубов для отработки приемов диагностики и лечения тканей пародонта
· Модель челюсти со смешанной окклюзией
· Модель челюсти со встроенным датчиком для оценки навыков проведения анестезии
· Модель челюсти со сменными зубами для отработки ортодонтических навыков
· Модели челюсти для отработки навыков ортопедической стоматологии
· Модели челюсти для препарирования тканей перед протезированием
· Модели неполного зубного ряда, имеющего дефекты, для проведения его реставрации
2.Для овладения методами и приемами хирургической стоматологии:
· Модели челюсти со съемными зубами для отработки навыков экстракции
· Модели челюстей с имитацией гранулем, ретинированных зубов и других дефектов
3. Учебные стоматологические фантомы пациентов
· Фантомы с головы, груди и торса пациента, оснащенные универсальным артикулятором, съемными лицевыми масками и челюстями, а также креплениями для установки на стол или зубоврачебное кресло
· Комплекты сменных лицевых масок для фантомов
· Комплекты сменных имитаторов мягких тканей ротовой полости
· Комплекты сменных зубов с дефектами и без
· Универсальные артикуляторы
5. Стоматологические симуляционные установки:
· Стоматологические симуляционные столы
· Симуляционные наконечники и блоки наконечников
6. Модели зубов и челюстей человека:
· Модели челюсти, укомплектованные сменными зубами и имитаторами мягких тканей десны, щек, языка
· Блоки для препарирования
· Беззубые модели челюсти
· Учебные модели челюсти для препарирования
· Модели детской челюсти со сменными зубами
· Учебные модели челюсти для анестезии
· Модели челюсти, оснащенные эндо-зубами для эндодонтического обучения
Для повышения качества образования будущих врачей-стоматологов должно использоваться все разнообразие симуляционного оборудования, представленного на рынке. Студенты, имеющие возможность доступа к симуляционным классам, представляют большой интерес у работодателей и востребованы в профессии. Организовывать поставки в учебные заведения необходимого оборудования должны как представители министерства здравоохранения и министерства просвещения, так и крупные стоматологические клиники, научно-исследовательские институты и научные сообщества.
Заказать симуляционное стоматологическое оборудование PRODENT можно на сайте https://prodent-tm.ru или по телефону 8 (495) 476-33-73