Статьи

Оснащение ВУЗов, колледжей, учебных центров симуляционным стоматологическим оборудованием

Проблема получения не только теоретических знаний, но и практических навыков студентами стоматологических факультетов медицинских вузов является актуальной в течение многих лет. Профессия врача-стоматолога обязывает иметь отточенные, слаженные движения, чуткие пальцы, идеальный глазомер, поскольку основное лечение стоматологических заболеваний происходит не медикаментозным, а инвазивным путем. Пожалуй, ни в одной другой профессии нет необходимости так много, точно и быстро осуществлять различные мануальные манипуляции, как в профессии стоматолога. От зубного врача ожидается умение работать в условиях ограниченной видимости в труднодоступном поле, обращаться с маленькими, острыми, движущимися и вращающимися инструментами, проявляя невиданную ловкость, ювелирную точность, сноровку, а также необычайную выдержку и спокойствие в самой проблемной ситуации. Проблема овладения практическими навыками среди студентов стоматологических факультетов распространена не только в России, но и в Европе, США, Китае. Для решения этой проблемы студентам предлагалось два способа освоения практических навыков: во время работы на простейших, часто самодельных моделях, а также «у постели больного». отработка простых навыков происходила на выполненных из гипса слепках и моделях челюстей, изготовленных зубными техниками для отлива коронок и вкладок. Такие образцы давали только самое общее представление о строении ротовой полости и не могли служить настоящими тренажерами. Получение практических навыков «у постели больного» занимало ведущую позицию в течение нескольких веков, однако в том случае возможности тренировки ограничены этическими нормами и заботой о здоровье пациента.

Сегодня проблема наработки практических навыков решается путем создания учебных центров, оснащенных симуляционным оборудованием для моделирования большого количества разнообразных ситуаций.

Преимуществами использования симуляционного оборудования для обучения студентов являются:

· Возможность наработки навыков проведения диагностических и лечебных процедур при различных заболеваниях и травмах полости рта

· Соблюдение принципов этики и деонтологии по отношению к реальным пациентам

· Повышение психологической устойчивости, уверенности в себе студентов, практикантов, ординаторов и интернов

· Наработка навыков обращения с различными стоматологическими инструментами и материалами

· Ознакомление студентов и практикующих врачей с недавно появившимися инновационными методами диагностики и лечения заболеваний полости рта

· Овладение навыками, необходимыми для соблюдений норм и правил асептики и антисептики

· Овладение навыками соблюдения правил техники безопасности при работе с различным оборудованием и материалами

· Получение навыков оказания экстренной и скорой медицинской помощи пациентам во время стоматологического приема

· Получение навыков работы в команде, лечения «в 4 руки», взаимодействия с коллегами, смежными специалистами, ассистентами, средним медицинским персоналом

· Получение возможности навыков работы с материалами по своим характеристикам, максимально имитирующими плотность, твердость, растяжимость и гладкость натуральных тканей ротовой полости и лица

· Возможность многократного повторения различных манипуляций с доведением их до автоматизма

· Получение навыков эргономики, размещения инструментов и материалов, регулировки уровня освещенности и других параметров

· Отработка навыков реагирования в сложных и редких ситуациях

· Формирование основ критического мышления

· Возможность самостоятельного поиска, разбора и исправления ошибок, получения помощи и подсказки от наставника или одногруппников

· Возможность самоконтроля правильности выполнения действий

· Возможность получения максимально полной обратной связи от преподавателя

· Возможность самостоятельной тренировки навыков в случае необходимости

Роль симуляционного оборудования при обучении студентов-стоматологов трудно переоценить, ведь благодаря нему из стен учебных заведений выпускаются не только теоретически подкованные, но и практически подготовленные специалисты, готовые к ведению самостоятельной деятельности в условиях поликлиники или стационара.

Ведущей задачей обучения с помощью симуляционного оборудования является приобретение будущими врачами значительного набора профессиональных компетенций, необходимых для оказания зубоврачебной помощи пациентам.

Сегодня известнейшие и старейшие медицинские вузы России неуклонно увеличивают количество симуляционного оборудования в своих учебных центрах, однако до сих пор не все институты и университеты могут похвастаться достаточным количеством фантомных установок, моделей и инструментов. Не все учебные заведения стоматологического профиля нашей страны готовы внедрению новых стандартов образования и аккредитации, т. к. оборудование симуляционных учебных центров является финансово затратным. Для того, чтобы оборудовать такой центр вузам приходится обращаться в органы власти, к представителям министерства здравоохранения, а также к спонсорам. Часто учебные заведения, демонстрирующие хорошие результаты, получают гранты на развитие лабораторий и симуляционных классов, или получают оборудование от крупных клиник, заинтересованных в получении квалифицированных кадров.

В современном мире наличие в учебных центрах высших учебных заведений медицинского профиля различных видов симуляционного оборудования является важнейшим условием для качественного обучения и подготовки будущих специалистов. Использование различных форм работы на моделях и фантомах является одним из наиболее важных показателей сформированности профессиональных компетенций, и, как следствие, условием допуска к взаимодействию с реальными пациентами в поликлиниках и стационарах. Во время внедрения качественно нового подхода к профессиональной подготовке будущих стоматологов благодаря использованию симуляционных установок и моделей удалось отказаться от использовавшегося много лет принципа «смотри и повторяй», заключавшегося в необходимости запоминания и последующего воспроизведения действий, выполненных практикующим врачом. На сегодняшний день студенты могут многократно повторять любую манипуляцию, изменяя какие-либо характеристики, пробуя и экспериментируя, самостоятельно находить и разбирать свои ошибки, получать немедленную обратную связь от преподавателя и однокурсников.

После окончания обучающего курса на фантомном оборудовании студенты могут приступать к работе с реальными больными в качестве следующих специалистов:

· Ординаторов первого года обучения, выполняющих функции помощника специалиста

· Врачей-ассистентов

· Ординаторов второго года обучения, проводящих самостоятельные манипуляции под контролем опытного наставника

· Ординаторов, имеющие право на самостоятельное выполнение манипуляций и процедур

Симуляционное обучение может применяться не только во время получения базового медицинского образования, но и в целях повышения квалификации и профессиональной подготовки уже практикующих специалистов.

Любое оборудование, использующееся для оснащения симуляционных классов и обучения студентов, относится к одному из семи уровней:

1. Визуальный уровень – оборудование, используемое для визуализации и подкрепления теоретических знаний. К демонстрационному оборудованию относят различные модели, графики, диаграммы, схемы, фотографии, видеоматериалы, снимки МРТ или КТ, слепки

2. Тактильный уровень – оборудование, позволяющее на практике ознакомиться с различными характеристиками тканей, материалов и инструментов. К тактильному оборудованию относятся блоки для препарирования или наложения швов, модели ротовой полости

3. Реактивный уровень – оборудование, оснащенное различными датчиками для оценки правильности выполнения той или иной манипуляции. Результаты выполнения процедуры можно мгновенно оценить с помощью световых или звуковых сигналов

4. Автоматизированный уровень – оборудование, выполняющее видеоконтроль за проведением тех или иных манипуляций и передачу материалов наставнику

5. Аппаратный уровень – оборудование, максимально полно имитирующее наполнение и устройство стоматологического кабинета со всем находящимся там оборудованием и материалами

6. Интерактивный уровень – оборудование, которое способно имитировать не только физическое состояние пациента, но и его поведение во время диагностики и лечения

7. Интегративный уровень – набор различных видов оборудования для создания максимально приближенной к реальным условиям ситуации

Во время обучения будущих стоматологов используется большое разнообразие различных видов симуляционного оборудования:

1.Для овладения приемами и методами детской стоматологии:

· Модель челюсти с прозрачной десной и комплектом из зубов для отработки приемов диагностики и лечения тканей пародонта

· Модель челюсти со смешанной окклюзией

· Модель челюсти со встроенным датчиком для оценки навыков проведения анестезии

· Модель челюсти со сменными зубами для отработки ортодонтических навыков

· Модели челюсти для отработки навыков ортопедической стоматологии

· Модели челюсти для препарирования тканей перед протезированием

· Модели неполного зубного ряда, имеющего дефекты, для проведения его реставрации

2.Для овладения методами и приемами хирургической стоматологии:

· Модели челюсти со съемными зубами для отработки навыков экстракции

· Модели челюстей с имитацией гранулем, ретинированных зубов и других дефектов

3. Учебные стоматологические фантомы пациентов

· Фантомы с головы, груди и торса пациента, оснащенные универсальным артикулятором, съемными лицевыми масками и челюстями, а также креплениями для установки на стол или зубоврачебное кресло

· Комплекты сменных лицевых масок для фантомов

· Комплекты сменных имитаторов мягких тканей ротовой полости

· Комплекты сменных зубов с дефектами и без

· Универсальные артикуляторы

5. Стоматологические симуляционные установки:

· Стоматологические симуляционные столы

· Симуляционные наконечники и блоки наконечников

6. Модели зубов и челюстей человека:

· Модели челюсти, укомплектованные сменными зубами и имитаторами мягких тканей десны, щек, языка

· Блоки для препарирования

· Беззубые модели челюсти

· Учебные модели челюсти для препарирования

· Модели детской челюсти со сменными зубами

· Учебные модели челюсти для анестезии

· Модели челюсти, оснащенные эндо-зубами для эндодонтического обучения

Для повышения качества образования будущих врачей-стоматологов должно использоваться все разнообразие симуляционного оборудования, представленного на рынке. Студенты, имеющие возможность доступа к симуляционным классам, представляют большой интерес у работодателей и востребованы в профессии. Организовывать поставки в учебные заведения необходимого оборудования должны как представители министерства здравоохранения и министерства просвещения, так и крупные стоматологические клиники, научно-исследовательские институты и научные сообщества.
Заказать симуляционное стоматологическое оборудование PRODENT можно на сайте https://prodent-tm.ru или по телефону 8 (495) 476-33-73