Уникальность профессии стоматолога состоит в том, что для него одинаково необходимы как теоретические знания, так и практические навыки. От степени отточенности движений, глазомера, скорости и точности зависит эффективность и безопасность проводимого лечения. На данный момент в образовании сформулированы современные образовательные стандарты, согласно которым у выпускника стоматологического факультета медицинского вуза должны быть сформированы определенные компетенции, которые позволяют ему вести практическую деятельность в соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками.
Для формирования профессиональных компетенций врача-стоматолога в учебных заведениях используются разные формы обучения, к которым относятся:
· Устная работа: беседы, лекции, ответы на вопросы, рассуждения в ходе теоретических занятий
· Визуальная работа с наглядными пособиями, схемами, фотографиями, рисунками, таблицами и т. д.
· Работа с симуляционным оборудованием
· Работа с различными формами мультимедийного оборудования
· Просмотр учебных фильмов, слайдов, презентаций и т. д.
Каким бы качественным не было теоретическое образование в вузе, в большинстве случаев возможности практических занятий часто ограничены двумя-пятью учебными часами в семестр. Самой большой проблемой выпускников стоматологических факультетов на данный момент является отсутствие достаточного количества практики, необходимой для отработки мануальных навыков. Зачастую во время различных практических занятий преподаватели предлагают студентам простые наборы, состоящие из базовых инструментов и гипсовых моделей челюстей, однако отработать на них сложные процедуры невозможно.
К счастью, сегодня многие крупные вузы постепенно меняют подход к образованию, фокусируясь не только на получении учащимися теоретических знаний, но и на наборе достаточного количества практического опыта. Наиболее крупные вузы стараются самостоятельно приобретать различное симуляционное стоматологическое оборудование или создавать учебные симуляционные центры совместно с другими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами, крупными стоматологическими клиниками и т. д. Обычно период активной работы с симуляционными моделями и фантомами сейчас составляет не менее двух-четырех помещений учебного центра в неделю в течение девяти семестров. Обычно этого времени достаточно для получения базовых навыков и отработки необходимых процедур, необходимых для лечения пациента. После окончания курса подготовки в учебном симуляционном центре студент может приступать к практическим занятиям, проходящим в настоящих лечебных учреждениях, поликлиниках, стационарах. Учащийся, уже наработавший достаточное количество часов практики, достаточно легко может выполнять несложные манипуляции без риска для жизни и здоровья пациента, т. е. не нарушая принципов врачебной этики.
Главные задачи образовательного симуляционного курса в медицинском вузе заключаются в:
· получении и отработке основных навыков диагностики заболеваний полости рта
· получении и отработки навыков диагностики неотложных состояний
· получении и отработки навыков использования главных принципов оказания стоматологической помощи
· овладении основными навыками оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, в том числе сердечно-легочной реанимации
К сожалению, оснащение многих учебных центров в России пока еще не достигло мирового уровня, т. к. для отработки мануальных навыков продолжают использоваться самые недорогие гипсовые и пластиковые модели, форма, размеры, плотность и твердость которых практически не похожи на параметры настоящего зуба. Работая с такими моделями, будущему врачу трудно оценить величину усилий, длительность проведения манипуляции, скорость вращения бора и т. д. Из-за устаревшего оборудования качество практических навыков студентов продолжает быть крайне низким, что мешает им перейти к работе на живом пациенте без вреда для его здоровья. Большой проблемой также является нехватка часов практических занятий, поскольку каждому студенту может понадобиться разное количество часов для отработки того или иного навыка.
Студенты, заинтересованные в максимально качественном образовании и своей конкурентоспособности на рынке услуг, зачастую помимо вуза проходят дополнительные обучающие курсы на базе клинико-образовательных стоматологических центров. Обучение на таких курсах обычно оплачивается отдельно, при этом для подачи заявление на обучение важно представить документ об образовании или справку о том, что абитуриент является студентом вуза. Нередко для того, чтобы приступить к практическим занятиям, необходимо предварительно прослушать теоретический курс лекций в онлайн формате или очно. Целью такого предобучения является получение достаточного количества теоретических знаний по теме или актуализация ранее изученной информации. Особенностью платных дополнительных образовательных курсов является большое разнообразие учебных материалов, а также использование фантомов, моделей челюстей и другого симуляционного оборудования с целью моделирования различных сложных и нестандартных ситуаций. Как правило, во время практической деятельности все проводимые манипуляции тщательно отслеживаются преподавателем с помощью видеокамер и датчиков.
Нередко образовательные программы организуются крупными клиниками, привлекающими будущие кадры для укомплектования новых филиалов, или компаниями по производству того или иного оборудования с целью популяризации своей продукции.
Образовательные курсы, приводящиеся в учебных центрах клиник или известных стоматологических компаний, обычно разрабатываются для широкого круга учащихся и молодых специалистов:
· Для студентов, имеющих амбиции и стремления, стремящихся к профессиональному росту и успеху, повышению своей конкурентоспособности на рынке услуг
· Для уже работающих специалистов, стремящихся к получению новых знаний, умений и навыков, овладению новыми техниками, связанными с инновационными материалами, инструментами и компьютерными технологиями
· Для тех специалистов, которые из-за длительного перерыва, например, болезни или декретного отпуска, не чувствуют себя достаточно уверенно
· Для недавних выпускников учебных заведений, испытывающих неуверенность в своих силах
· Для практикующих специалистов, которые хотят изменить специализацию, расширить свои возможности, повысить квалификацию
В крупных учебных центрах обычно широко представлены самые передовые и современные виды симуляционного оборудования, полноценно заменяющие практику на пациенте. Количество часов, заложенное на тренировку навыков, обычно в несколько раз превышает стандартное количество практических часов в вузах, что позволяет студентам многократно возвращаться к отработке одной и той же манипуляции вплоть до доведения ее до автоматизма.
Разновидностями современного симуляционного оборудования являются:
· Симуляционные столы, являющиеся полной копией настоящего рабочего места врача-стоматолога, оснащенные оборудованием и материалами
· Интерактивные модели разных форм для демонстрации наставником основных приемов и методов работы, признаком и симптомов, диагностических процедур и т. д.
· Модели челюстей, максимально точно имитирующих цвет, плотность, твердость, гладкость и другие параметры настоящих тканей ротовой полости и лица
· Фантомы пациента, оснащенные сменными масками, лоскутами для наложения швов, различными вариантами челюстей (с полными наборами зубов, с вставными зубами, мягкими тканями десны и неба, различными аномалиями прикуса и т. д.), накладками для имитации языка и т. д.
· Роботизированные модели пациента, оснащенные чувствительными датчиками и световыми или звуковыми сигналами для проверки правильности проведения той или иной манипуляции
· Компьютеры с дополнительными экранами, камерами, датчиками, очками или шлемами дополненной реальности для моделирования различных ситуаций
· Манекены, имитирующие человеческое тело, для осуществления экстренной медицинской помощи в т. ч. сердечно-легочной реанимации
Образовательные программы в учебных центрах могут длиться от одного дня до нескольких месяцев в зависимости от их целей и прогнозируемых результатов.
Основными видами обучающих курсов являются:
· Мастер-классы – короткие программы продолжительностью от одного до трех-четырех дней, использующиеся для обучения одной конкретной манипуляции, например, установке детской циркониевой коронки
· Базовые курсы – более длительные программы, включающие в себя большой набор теоретического материала с практическим закреплением для овладения базовыми навыками
· Продвинутые курсы – достаточно длительные программы, целью которых является переподготовка кадров, обучение уже практикующих специалистов диагностическим и лечебным процедурам по новым стандартам
После прохождения полного курса обучения на симуляционном оборудовании студенты могут быть допущены к практике на реальных пациентах, в том числе к ассистированию во время проведения лечения в стенах клиники практикующим специалистом.
Преимуществами дополнительного обучения в клинико-образовательных центрах являются:
1. Овладение большим количеством теоретических знаний, подкрепленных практическими навыками
2. получение необходимых навыков диагностики стоматологических заболеваний в максимально приближенных к реальным условиях
3. Получение возможности оттачивания ручных навыков, «набивания» руки в течение длительного времени
4. Получение возможности изучения основных аспектов будущей работы в условиях наглядности и визуализации
5. Избавление от неуверенности в своих силах, страха и тревоги перед работой
6. Расширение числа профессиональных связей и полезных знакомств
7. Получение возможности многократно проделывать одну и ту же процедуру, оттачивать скорость и точность, работать в своем темпе
8. Повышение уровня своей конкурентоспособности благодаря получению дополнительных дипломов и сертификатов
9. Стимулирование интереса к профессии
10. Получение возможности работы с новейшими техниками, материалами и инструментами, компьютерными программами и оборудованием
11. Получение возможности попасть на практику или стажировку в крупную компанию с перспективой дальнейшего трудоустройства
Несмотря на то, что дополнительные образовательные курсы отнимают достаточно большое количество времени и сил, требуют материальных затрат, они достаточно быстро окупаются, поскольку значительно повышают шансы студента на быстрое и успешное трудоустройство.
Для формирования профессиональных компетенций врача-стоматолога в учебных заведениях используются разные формы обучения, к которым относятся:
· Устная работа: беседы, лекции, ответы на вопросы, рассуждения в ходе теоретических занятий
· Визуальная работа с наглядными пособиями, схемами, фотографиями, рисунками, таблицами и т. д.
· Работа с симуляционным оборудованием
· Работа с различными формами мультимедийного оборудования
· Просмотр учебных фильмов, слайдов, презентаций и т. д.
Каким бы качественным не было теоретическое образование в вузе, в большинстве случаев возможности практических занятий часто ограничены двумя-пятью учебными часами в семестр. Самой большой проблемой выпускников стоматологических факультетов на данный момент является отсутствие достаточного количества практики, необходимой для отработки мануальных навыков. Зачастую во время различных практических занятий преподаватели предлагают студентам простые наборы, состоящие из базовых инструментов и гипсовых моделей челюстей, однако отработать на них сложные процедуры невозможно.
К счастью, сегодня многие крупные вузы постепенно меняют подход к образованию, фокусируясь не только на получении учащимися теоретических знаний, но и на наборе достаточного количества практического опыта. Наиболее крупные вузы стараются самостоятельно приобретать различное симуляционное стоматологическое оборудование или создавать учебные симуляционные центры совместно с другими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами, крупными стоматологическими клиниками и т. д. Обычно период активной работы с симуляционными моделями и фантомами сейчас составляет не менее двух-четырех помещений учебного центра в неделю в течение девяти семестров. Обычно этого времени достаточно для получения базовых навыков и отработки необходимых процедур, необходимых для лечения пациента. После окончания курса подготовки в учебном симуляционном центре студент может приступать к практическим занятиям, проходящим в настоящих лечебных учреждениях, поликлиниках, стационарах. Учащийся, уже наработавший достаточное количество часов практики, достаточно легко может выполнять несложные манипуляции без риска для жизни и здоровья пациента, т. е. не нарушая принципов врачебной этики.
Главные задачи образовательного симуляционного курса в медицинском вузе заключаются в:
· получении и отработке основных навыков диагностики заболеваний полости рта
· получении и отработки навыков диагностики неотложных состояний
· получении и отработки навыков использования главных принципов оказания стоматологической помощи
· овладении основными навыками оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, в том числе сердечно-легочной реанимации
К сожалению, оснащение многих учебных центров в России пока еще не достигло мирового уровня, т. к. для отработки мануальных навыков продолжают использоваться самые недорогие гипсовые и пластиковые модели, форма, размеры, плотность и твердость которых практически не похожи на параметры настоящего зуба. Работая с такими моделями, будущему врачу трудно оценить величину усилий, длительность проведения манипуляции, скорость вращения бора и т. д. Из-за устаревшего оборудования качество практических навыков студентов продолжает быть крайне низким, что мешает им перейти к работе на живом пациенте без вреда для его здоровья. Большой проблемой также является нехватка часов практических занятий, поскольку каждому студенту может понадобиться разное количество часов для отработки того или иного навыка.
Студенты, заинтересованные в максимально качественном образовании и своей конкурентоспособности на рынке услуг, зачастую помимо вуза проходят дополнительные обучающие курсы на базе клинико-образовательных стоматологических центров. Обучение на таких курсах обычно оплачивается отдельно, при этом для подачи заявление на обучение важно представить документ об образовании или справку о том, что абитуриент является студентом вуза. Нередко для того, чтобы приступить к практическим занятиям, необходимо предварительно прослушать теоретический курс лекций в онлайн формате или очно. Целью такого предобучения является получение достаточного количества теоретических знаний по теме или актуализация ранее изученной информации. Особенностью платных дополнительных образовательных курсов является большое разнообразие учебных материалов, а также использование фантомов, моделей челюстей и другого симуляционного оборудования с целью моделирования различных сложных и нестандартных ситуаций. Как правило, во время практической деятельности все проводимые манипуляции тщательно отслеживаются преподавателем с помощью видеокамер и датчиков.
Нередко образовательные программы организуются крупными клиниками, привлекающими будущие кадры для укомплектования новых филиалов, или компаниями по производству того или иного оборудования с целью популяризации своей продукции.
Образовательные курсы, приводящиеся в учебных центрах клиник или известных стоматологических компаний, обычно разрабатываются для широкого круга учащихся и молодых специалистов:
· Для студентов, имеющих амбиции и стремления, стремящихся к профессиональному росту и успеху, повышению своей конкурентоспособности на рынке услуг
· Для уже работающих специалистов, стремящихся к получению новых знаний, умений и навыков, овладению новыми техниками, связанными с инновационными материалами, инструментами и компьютерными технологиями
· Для тех специалистов, которые из-за длительного перерыва, например, болезни или декретного отпуска, не чувствуют себя достаточно уверенно
· Для недавних выпускников учебных заведений, испытывающих неуверенность в своих силах
· Для практикующих специалистов, которые хотят изменить специализацию, расширить свои возможности, повысить квалификацию
В крупных учебных центрах обычно широко представлены самые передовые и современные виды симуляционного оборудования, полноценно заменяющие практику на пациенте. Количество часов, заложенное на тренировку навыков, обычно в несколько раз превышает стандартное количество практических часов в вузах, что позволяет студентам многократно возвращаться к отработке одной и той же манипуляции вплоть до доведения ее до автоматизма.
Разновидностями современного симуляционного оборудования являются:
· Симуляционные столы, являющиеся полной копией настоящего рабочего места врача-стоматолога, оснащенные оборудованием и материалами
· Интерактивные модели разных форм для демонстрации наставником основных приемов и методов работы, признаком и симптомов, диагностических процедур и т. д.
· Модели челюстей, максимально точно имитирующих цвет, плотность, твердость, гладкость и другие параметры настоящих тканей ротовой полости и лица
· Фантомы пациента, оснащенные сменными масками, лоскутами для наложения швов, различными вариантами челюстей (с полными наборами зубов, с вставными зубами, мягкими тканями десны и неба, различными аномалиями прикуса и т. д.), накладками для имитации языка и т. д.
· Роботизированные модели пациента, оснащенные чувствительными датчиками и световыми или звуковыми сигналами для проверки правильности проведения той или иной манипуляции
· Компьютеры с дополнительными экранами, камерами, датчиками, очками или шлемами дополненной реальности для моделирования различных ситуаций
· Манекены, имитирующие человеческое тело, для осуществления экстренной медицинской помощи в т. ч. сердечно-легочной реанимации
Образовательные программы в учебных центрах могут длиться от одного дня до нескольких месяцев в зависимости от их целей и прогнозируемых результатов.
Основными видами обучающих курсов являются:
· Мастер-классы – короткие программы продолжительностью от одного до трех-четырех дней, использующиеся для обучения одной конкретной манипуляции, например, установке детской циркониевой коронки
· Базовые курсы – более длительные программы, включающие в себя большой набор теоретического материала с практическим закреплением для овладения базовыми навыками
· Продвинутые курсы – достаточно длительные программы, целью которых является переподготовка кадров, обучение уже практикующих специалистов диагностическим и лечебным процедурам по новым стандартам
После прохождения полного курса обучения на симуляционном оборудовании студенты могут быть допущены к практике на реальных пациентах, в том числе к ассистированию во время проведения лечения в стенах клиники практикующим специалистом.
Преимуществами дополнительного обучения в клинико-образовательных центрах являются:
1. Овладение большим количеством теоретических знаний, подкрепленных практическими навыками
2. получение необходимых навыков диагностики стоматологических заболеваний в максимально приближенных к реальным условиях
3. Получение возможности оттачивания ручных навыков, «набивания» руки в течение длительного времени
4. Получение возможности изучения основных аспектов будущей работы в условиях наглядности и визуализации
5. Избавление от неуверенности в своих силах, страха и тревоги перед работой
6. Расширение числа профессиональных связей и полезных знакомств
7. Получение возможности многократно проделывать одну и ту же процедуру, оттачивать скорость и точность, работать в своем темпе
8. Повышение уровня своей конкурентоспособности благодаря получению дополнительных дипломов и сертификатов
9. Стимулирование интереса к профессии
10. Получение возможности работы с новейшими техниками, материалами и инструментами, компьютерными программами и оборудованием
11. Получение возможности попасть на практику или стажировку в крупную компанию с перспективой дальнейшего трудоустройства
Несмотря на то, что дополнительные образовательные курсы отнимают достаточно большое количество времени и сил, требуют материальных затрат, они достаточно быстро окупаются, поскольку значительно повышают шансы студента на быстрое и успешное трудоустройство.
Заказать симуляционное стоматологическое оборудование PRODENT можно на сайте https://prodent-tm.ru или по телефону 8 (495) 476-33-73