Трудности в трудоустройстве студентов-стоматологов после выпуска из ВУЗа
Болезни полости рта, в том числе зубов, являются самой многочисленной и распространенной группой заболеваний. Ни один, даже самый здоровый человек, не застрахован от кариеса, воспаления десны, травмы зуба или ослабления эмали. К помощи зубных врачей прибегают как маленькие дети, так и пожилые люди.
Для обеспечения достаточного количества кадров в сфере стоматологии в 2002 году Министерством здравоохранения Российской Федерации был разработан приказ «О концепции кадровой политики в здравоохранении». Согласно этому приказу основными направлениями кадровой работы является выявление потребности лечебных учреждений в квалифицированных специалистах и устранение кадрового дефицита, а также повышение качества профессиональной подготовки. В последние годы Министерством здравоохранения РФ отмечается увеличение количества учебных заведений, осуществляющих обучение врачей-стоматологов, в том числе стоматологов-терапевтов, хирургов, ортопедов, имплантологов, пародонтологов, гигиенистов, ортодонтов и детских стоматологов. На данный момент конкурс для поступления в вузы на факультеты, имеющие отношение к стоматологии, крайне высок, и поступить в них достаточно сложно. Абитуриенты, подавшие документы в медицинские вузы, уверены в том, что профессия зубного врача является высокооплачиваемой и престижной, дает возможность устроиться в современную стоматологическую клинику с большим потоком пациентов. Многие учебные заведения России набирают максимальное число студентов, едва справляясь с наплывом желающих, увеличивают количество ка бюджетных мест, так и мест, наполняемых на коммерческой основе.
По данным Министерства здравоохранения РФ по состоянию на 2022 год подготовка стоматологов осуществлялась в сорока городах России, при этом в крупных населенных пунктах, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород количество студентов и выпускников неуклонно растет. К сожалению, рост числа специалистов, закончивших медицинский университет или институт по стоматологической специальности, приводит к тому, что не всем выпускникам удается быстро трудоустроиться. В крупных городах количество стоматологических клиник и кабинетов уже давно превышает спрос, поэтому набор новых кадров там проводится нечасто, а в небольших городках и селах заработная плата зубного врача не является привлекательной для молодых людей.
Многие выпускники вузов сталкиваются с проблемой трудоустройства, т. к. конкуренция в области стоматологии очень велика. Сменив несколько мест работы, в которых молодого сотрудника не устраивает ни график, и уровень зарплаты, либо вообще получив несколько отказов, некоторые специалисты отчаиваются и решают сменить профессию, отказавшись от своей мечты. Иногда вчерашние студенты сталкиваются с тем, что при поступлении на работу руководство выбирает людей с опытом работы от 1-3 лет, и юному неопытному врачу просто негде его набраться.
Основными проблемами трудоустройства выпускников вузов, получивших специальность в области стоматологии, являются:
1. Недостаток знаний. Не секрет, что не все студенты посвящают все свое время овладению новыми знаниями и умениями. Во многих вузах учащимся предоставляется возможность многократно пересдавать зачеты и экзамены, затягивать со сроками сдачи курсовых и дипломных работ, при это преподаватели смотрят на недостаточную прилежность своих подопечных сквозь пальцы. К сожалению, увеличение числа учебных мест на коммерческой основе только увеличивает эту проблему, ведь на платное отделение могут поступить школьники, набравшие небольшое количество баллов ЕГЭ, не обладающие нужными знаниями, а также не стремящиеся к самосовершенствованию. На собеседовании при приеме на работу такие соискатели обнаруживают полное незнание даже элементарных вещей, необходимых стоматологу в практической работе.
2. Недостаток практического опыта. Конечно, во всех медицинских вузах студенты регулярно посещают практические занятия. Как правило, практика проходит на базе государственных поликлиник или стационаров, имеющих отделение челюстно-лицевой хирургии. Практическая часть позволяет студентам увидеть работу зубного врача как она есть, попробовать выполнить несложные манипуляции под надзором опытного наставника, испытать свои силы. К сожалению, многие вузы подходят к прохождению практики довольно формально и не дают своим студентам в полной мере ощутить себя будущими врачами. От студентов стоматологических вузов можно услышать рассказы о том, что во время практики им приходилось исполнять обязанности администраторов, уборщиков, санитаров, грузчиков, но никто не доверил им ни осмотр, ни лечение пациентов.
3. Недостаток тренировки. Даже те выпускники, которым посчастливилось пройти практику в лечебном учреждении и собственноручно провести несколько процедур реальному пациенту, часто не чувствуют в себе сил работать «на потоке». Даже имея представление о том, как надо выполнять то или иное действие, можно не справиться с задачей из-за недостатка автоматизма и точности движений. О молодых специалистах часто говорят, что у них «не набита рука», и сам пациент прекрасно это чувствует. Опытным врачам обычно не очень хочется поправлять, помогать молодому коллеге, поэтому им проще отказать вчерашнему выпускнику в приеме на работу.
4. Страх начала деятельности. Некоторые молодые специалисты уже в ходе собеседования не выказывают уверенности в своих силах, боятся, нервничают. Повышенная тревожность и неуверенность проистекает опять же от отсутствия регулярной практики, даже если теоретический материал усвоен студентом на отлично. Конечно же, человека, который сам не в состоянии полагаться на свои силы, редко принимают на работу, особенно в клиники с высоким качество оказания услуг.
5. Отсутствие свидетельств о прохождении дополнительных обучающих курсов. Современному стоматологу важно знать о самых передовых методах лечения, даже если они появились совсем недавно. Вузовская программа может не меняться годами, а пожилые преподаватели часто по привычке озвучивают устаревшие сведения, которых недостаточно для того, чтобы идти в ногу со временем. Если студент посещает семинары, лекции, интересуется новинками в области лечения, удаления и протезирования зубов, умеет анализировать информацию, это является большим плюсом при поступлении на работу. Наличие дополнительных сертификатов также показывает руководителю, что молодой специалист действительно интересуется своей специальностью.
6. Отсутствие хотя бы небольшого опыта работы. Проблема трудоустройства, связанная с тем, что работодатель рассматривает только соискателей с опытом не менее 1-3 лет, действительно существует не только в стоматологии, однако наиболее успешные студенты стараются ее решить. При наличии желания еще во время учебы в вузе можно устроиться в ближайшую клинику на должность ассистента, санитара, администратора, и таким образом получить реальный доступ к стоматологической практике. Молодых людей, в трудовой книжке которых уже есть записи, охотнее рассматривают для приема на работу, т. к. серьезность их намерений не вызывает сомнений.
7. Отсутствие интереса к будущей профессии. Уже в ходе первой беседы с кандидатом опытный руководитель понимает, кто действительно хочет стать ценным специалистом, а кто учился по желанию родителей. Заинтересованные студенты готовы к прохождению стажировок и дополнительного обучения, соглашаются на прохождение испытательного срока и без страха относятся к возможным трудностям. Если соискатель не соглашается на работу с определенным графиком и обязанностями, скрупулезно высчитывает размер вознаграждения, количество переработок, время в пути до нового места работы или обучения, скорее всего, он не сможет добросовестно выполнять свои обязанности.
Несмотря на то, что конкуренция среди молодых специалистов в области стоматологии на сегодняшний день довольно высока, мотивированные и целеустремленный студенты имеют неплохие шансы на трудоустройство и профессиональное развитие. Основными шагами, приводящими вчерашнего студента к успеху, являются:
1. Успешная учеба. Для того, чтобы овладеть необходимыми знаниями и умениями, важно в совершенстве овладеть вузовской программой. Иногда студентам кажется, что лекции и семинары не приносят пользы, однако образовательный план каждого института выстроен таким образом, что лишних предметов в нем просто нет. Учащемуся важно не просто сдавать зачеты и экзамены, а действительно получать знания, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.
2. Постоянное саморазвитие. Если студент действительно заинтересован в профессиональном росте, он будет получать дополнительное образование, посещать курсы, семинары, смотреть обучающие видео, читать дополнительную литературу. Для тех учащихся, которые еще не имеют опыта работы с реальными пациентами, особенно комфортным будет обучение, организованное с помощью симуляционного оборудования, такого как оборудование PRODENT. В арсенале PRODENT есть учебные модели челюстей и зубов, стоматологические фантомы и симуляционное оборудование.
3. Наработка навыков. Студенты, которые хорошо овладели теорией, но имеют недостаток практики, могут быть не уверенны в силе и ловкости своих рук, глазомере и других навыках, и здесь на помощь могут прийти различные симуляторы, на которых не страшно «набивать руку». Небольшие и недорогие модели, например модель челюсти или учебные инструменты PRODENT можно приобрести для домашнего пользования, а с более сложными образцами познакомиться в учебных центрах.
4. Прохождение стажировок. Часто прохождение стажировки в поликлинике или стационаре является для студента отличным способом наработки опыта, а также налаживания связей с другими специалистами, установления профессиональных и даже дружеских отношений. Если студент проявил себя во время стажировки как грамотный, умный, старательный сотрудник, его шансы попасть в данное учреждение на постоянную работу повышаются.
5. Постоянное профессиональное общение. В интернете можно найти большое количество форумов и чатов единомышленников, в которых можно спросить совет, завести полезное знакомство, узнать последние новости. Часто именно в таких сообществах молодые стоматологи делятся впечатлениями о пройденных курсах и прослушанных семинарах, помогают друг другу с поиском профессиональной литературы.
6. Получение разнообразного опыта. Даже если выпускник вуза нацелен на овладение конкретной специальностью, ему следует получить максимум информации о смежных областях для того, чтобы помочь пациентам с определением дальнейшего маршрута лечения. Например, будущему стоматологу-терапевту будет не лишним узнать об основах хирургического удаления зубов или установления коронок, имплантов и мостов. Попробовать себя в непривычной роли можно в учебных центрах, располагающих симуляционным оборудованием и моделями PRODENT.
7. Повышение мотивации. Узнавая обо всех новых исследованиях и знакомясь с самыми современными методами лечения зубов, сложно остаться равнодушным. Открывая для себя ежедневно что-то новое, общаясь с единомышленниками, молодой специалист убережет себя от выгорания и потери интереса к своей профессии. Именно люди с горящими глазами и искренним желанием узнавать новое двигают медицину вперед, совершают открытия и делают жизнь людей лучше.
Болезни полости рта, в том числе зубов, являются самой многочисленной и распространенной группой заболеваний. Ни один, даже самый здоровый человек, не застрахован от кариеса, воспаления десны, травмы зуба или ослабления эмали. К помощи зубных врачей прибегают как маленькие дети, так и пожилые люди.
Для обеспечения достаточного количества кадров в сфере стоматологии в 2002 году Министерством здравоохранения Российской Федерации был разработан приказ «О концепции кадровой политики в здравоохранении». Согласно этому приказу основными направлениями кадровой работы является выявление потребности лечебных учреждений в квалифицированных специалистах и устранение кадрового дефицита, а также повышение качества профессиональной подготовки. В последние годы Министерством здравоохранения РФ отмечается увеличение количества учебных заведений, осуществляющих обучение врачей-стоматологов, в том числе стоматологов-терапевтов, хирургов, ортопедов, имплантологов, пародонтологов, гигиенистов, ортодонтов и детских стоматологов. На данный момент конкурс для поступления в вузы на факультеты, имеющие отношение к стоматологии, крайне высок, и поступить в них достаточно сложно. Абитуриенты, подавшие документы в медицинские вузы, уверены в том, что профессия зубного врача является высокооплачиваемой и престижной, дает возможность устроиться в современную стоматологическую клинику с большим потоком пациентов. Многие учебные заведения России набирают максимальное число студентов, едва справляясь с наплывом желающих, увеличивают количество ка бюджетных мест, так и мест, наполняемых на коммерческой основе.
По данным Министерства здравоохранения РФ по состоянию на 2022 год подготовка стоматологов осуществлялась в сорока городах России, при этом в крупных населенных пунктах, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород количество студентов и выпускников неуклонно растет. К сожалению, рост числа специалистов, закончивших медицинский университет или институт по стоматологической специальности, приводит к тому, что не всем выпускникам удается быстро трудоустроиться. В крупных городах количество стоматологических клиник и кабинетов уже давно превышает спрос, поэтому набор новых кадров там проводится нечасто, а в небольших городках и селах заработная плата зубного врача не является привлекательной для молодых людей.
Многие выпускники вузов сталкиваются с проблемой трудоустройства, т. к. конкуренция в области стоматологии очень велика. Сменив несколько мест работы, в которых молодого сотрудника не устраивает ни график, и уровень зарплаты, либо вообще получив несколько отказов, некоторые специалисты отчаиваются и решают сменить профессию, отказавшись от своей мечты. Иногда вчерашние студенты сталкиваются с тем, что при поступлении на работу руководство выбирает людей с опытом работы от 1-3 лет, и юному неопытному врачу просто негде его набраться.
Основными проблемами трудоустройства выпускников вузов, получивших специальность в области стоматологии, являются:
1. Недостаток знаний. Не секрет, что не все студенты посвящают все свое время овладению новыми знаниями и умениями. Во многих вузах учащимся предоставляется возможность многократно пересдавать зачеты и экзамены, затягивать со сроками сдачи курсовых и дипломных работ, при это преподаватели смотрят на недостаточную прилежность своих подопечных сквозь пальцы. К сожалению, увеличение числа учебных мест на коммерческой основе только увеличивает эту проблему, ведь на платное отделение могут поступить школьники, набравшие небольшое количество баллов ЕГЭ, не обладающие нужными знаниями, а также не стремящиеся к самосовершенствованию. На собеседовании при приеме на работу такие соискатели обнаруживают полное незнание даже элементарных вещей, необходимых стоматологу в практической работе.
2. Недостаток практического опыта. Конечно, во всех медицинских вузах студенты регулярно посещают практические занятия. Как правило, практика проходит на базе государственных поликлиник или стационаров, имеющих отделение челюстно-лицевой хирургии. Практическая часть позволяет студентам увидеть работу зубного врача как она есть, попробовать выполнить несложные манипуляции под надзором опытного наставника, испытать свои силы. К сожалению, многие вузы подходят к прохождению практики довольно формально и не дают своим студентам в полной мере ощутить себя будущими врачами. От студентов стоматологических вузов можно услышать рассказы о том, что во время практики им приходилось исполнять обязанности администраторов, уборщиков, санитаров, грузчиков, но никто не доверил им ни осмотр, ни лечение пациентов.
3. Недостаток тренировки. Даже те выпускники, которым посчастливилось пройти практику в лечебном учреждении и собственноручно провести несколько процедур реальному пациенту, часто не чувствуют в себе сил работать «на потоке». Даже имея представление о том, как надо выполнять то или иное действие, можно не справиться с задачей из-за недостатка автоматизма и точности движений. О молодых специалистах часто говорят, что у них «не набита рука», и сам пациент прекрасно это чувствует. Опытным врачам обычно не очень хочется поправлять, помогать молодому коллеге, поэтому им проще отказать вчерашнему выпускнику в приеме на работу.
4. Страх начала деятельности. Некоторые молодые специалисты уже в ходе собеседования не выказывают уверенности в своих силах, боятся, нервничают. Повышенная тревожность и неуверенность проистекает опять же от отсутствия регулярной практики, даже если теоретический материал усвоен студентом на отлично. Конечно же, человека, который сам не в состоянии полагаться на свои силы, редко принимают на работу, особенно в клиники с высоким качество оказания услуг.
5. Отсутствие свидетельств о прохождении дополнительных обучающих курсов. Современному стоматологу важно знать о самых передовых методах лечения, даже если они появились совсем недавно. Вузовская программа может не меняться годами, а пожилые преподаватели часто по привычке озвучивают устаревшие сведения, которых недостаточно для того, чтобы идти в ногу со временем. Если студент посещает семинары, лекции, интересуется новинками в области лечения, удаления и протезирования зубов, умеет анализировать информацию, это является большим плюсом при поступлении на работу. Наличие дополнительных сертификатов также показывает руководителю, что молодой специалист действительно интересуется своей специальностью.
6. Отсутствие хотя бы небольшого опыта работы. Проблема трудоустройства, связанная с тем, что работодатель рассматривает только соискателей с опытом не менее 1-3 лет, действительно существует не только в стоматологии, однако наиболее успешные студенты стараются ее решить. При наличии желания еще во время учебы в вузе можно устроиться в ближайшую клинику на должность ассистента, санитара, администратора, и таким образом получить реальный доступ к стоматологической практике. Молодых людей, в трудовой книжке которых уже есть записи, охотнее рассматривают для приема на работу, т. к. серьезность их намерений не вызывает сомнений.
7. Отсутствие интереса к будущей профессии. Уже в ходе первой беседы с кандидатом опытный руководитель понимает, кто действительно хочет стать ценным специалистом, а кто учился по желанию родителей. Заинтересованные студенты готовы к прохождению стажировок и дополнительного обучения, соглашаются на прохождение испытательного срока и без страха относятся к возможным трудностям. Если соискатель не соглашается на работу с определенным графиком и обязанностями, скрупулезно высчитывает размер вознаграждения, количество переработок, время в пути до нового места работы или обучения, скорее всего, он не сможет добросовестно выполнять свои обязанности.
Несмотря на то, что конкуренция среди молодых специалистов в области стоматологии на сегодняшний день довольно высока, мотивированные и целеустремленный студенты имеют неплохие шансы на трудоустройство и профессиональное развитие. Основными шагами, приводящими вчерашнего студента к успеху, являются:
1. Успешная учеба. Для того, чтобы овладеть необходимыми знаниями и умениями, важно в совершенстве овладеть вузовской программой. Иногда студентам кажется, что лекции и семинары не приносят пользы, однако образовательный план каждого института выстроен таким образом, что лишних предметов в нем просто нет. Учащемуся важно не просто сдавать зачеты и экзамены, а действительно получать знания, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.
2. Постоянное саморазвитие. Если студент действительно заинтересован в профессиональном росте, он будет получать дополнительное образование, посещать курсы, семинары, смотреть обучающие видео, читать дополнительную литературу. Для тех учащихся, которые еще не имеют опыта работы с реальными пациентами, особенно комфортным будет обучение, организованное с помощью симуляционного оборудования, такого как оборудование PRODENT. В арсенале PRODENT есть учебные модели челюстей и зубов, стоматологические фантомы и симуляционное оборудование.
3. Наработка навыков. Студенты, которые хорошо овладели теорией, но имеют недостаток практики, могут быть не уверенны в силе и ловкости своих рук, глазомере и других навыках, и здесь на помощь могут прийти различные симуляторы, на которых не страшно «набивать руку». Небольшие и недорогие модели, например модель челюсти или учебные инструменты PRODENT можно приобрести для домашнего пользования, а с более сложными образцами познакомиться в учебных центрах.
4. Прохождение стажировок. Часто прохождение стажировки в поликлинике или стационаре является для студента отличным способом наработки опыта, а также налаживания связей с другими специалистами, установления профессиональных и даже дружеских отношений. Если студент проявил себя во время стажировки как грамотный, умный, старательный сотрудник, его шансы попасть в данное учреждение на постоянную работу повышаются.
5. Постоянное профессиональное общение. В интернете можно найти большое количество форумов и чатов единомышленников, в которых можно спросить совет, завести полезное знакомство, узнать последние новости. Часто именно в таких сообществах молодые стоматологи делятся впечатлениями о пройденных курсах и прослушанных семинарах, помогают друг другу с поиском профессиональной литературы.
6. Получение разнообразного опыта. Даже если выпускник вуза нацелен на овладение конкретной специальностью, ему следует получить максимум информации о смежных областях для того, чтобы помочь пациентам с определением дальнейшего маршрута лечения. Например, будущему стоматологу-терапевту будет не лишним узнать об основах хирургического удаления зубов или установления коронок, имплантов и мостов. Попробовать себя в непривычной роли можно в учебных центрах, располагающих симуляционным оборудованием и моделями PRODENT.
7. Повышение мотивации. Узнавая обо всех новых исследованиях и знакомясь с самыми современными методами лечения зубов, сложно остаться равнодушным. Открывая для себя ежедневно что-то новое, общаясь с единомышленниками, молодой специалист убережет себя от выгорания и потери интереса к своей профессии. Именно люди с горящими глазами и искренним желанием узнавать новое двигают медицину вперед, совершают открытия и делают жизнь людей лучше.