Современная стоматология является одной из самых активно развивающихся отраслей медицины, что требует от врача-стоматолога высокой степени профессионализма. В стоматологической практике чаще всего появляются новейшие методы лечения и профилактики заболеваний полости рта, совершенствуются инструменты и материалы, необходимые для работы. Для того, чтобы оставаться на волне, зубному врачу приходится постоянно учиться, овладевать новыми техниками и оттачивать навыки.
Студенты стоматологических факультетов постоянно должны практиковаться в выполнении различных манипуляций, «набивать руку», знакомиться с основными методами лечения, удаления или протезирования зубов, а также изучать новейшие подходы, набирающие популярность среди врачей. Чем больше часов практических занятий набрал студент, тем лучше он подготовлен к реальной работе в условиях стоматологической клиники. К сожалению, не у всех вузов и колледжей, особенно расположенных в небольших городах, существует возможность полноценного обеспечения учащихся достаточным уровнем практики. Большой проблемой при получении практического опыта является невозможность «тренировки» будущих врачей на реальных пациентах, т. к. это противоречит этике и деонтологии. Даже во время практики в поликлинике или больнице студентам доверяют только простейшие манипуляции, а также позволяют им заполнять карты, убирать и дезинфицировать помещения, сортировать инструменты. Такой подход не позволяет будущим врачам получить представление о профессии, попробовать свои силы, отточить умения. Длительное время проблема недостатки реальной практической работы остро стояла перед учебными заведениями, однако на данный момент для создания студентам-медикам условий, максимально приближенным к реальности, используется широкий спектр симуляционного оборудования, имитирующего как ротовую полость и мягкие ткани лица пациента, так и различные инструменты и приборы.
Спрос на различные виды симуляционного оборудования для врачей-стоматологов растет примерно на13-15% в год, поскольку практически все учебные заведения стараются оборудовать в своих стенах хотя бы небольшой учебный класс для повышения конкурентоспособности собственных выпускников.
В Российской Федерации представлены несколько производителей симуляционного стоматологического оборудования:
·PRODENT (Россия)
·Зарница
·Smart Anatomy
·Медтехника СПб
·Гэотар-мед
·ЮРТЭКС
·ARMA DENTAL
·MedSkills
·HeineScientific
·GF dental
Сейчас оборудование, произведенное в нашей стране, набирает все большую популярность, т. к. практически не уступает по качеству европейским аналогам, но стоит меньше и поставляется быстрее. На стоматологическом рынке широко представлено оборудование из Китая, а вот доля европейского оборудования неуклонно снижается, поскольку наложение санкций значительно осложняет поставки.
Симуляционное оборудование используется для получения и совершенствования следующих навыков:
·Протезирование зубов с помощью различных коронок у детей и взрослых
·Лечение поверхностного и глубокого кариеса с помощью бор машины, ультразвуковой, лазерной терапии, обработки озоном и т. д.
·Различные виды имплантации утраченных зубных единиц
·Малые хирургические операции в полости рта
·Эндодонтическое препарирование зуба
·Стоматологические ортопедические процедуры
·Профессиональная гигиена полости рта
·Пародонтологические процедуры
·Ортодонтическое лечение у детей и взрослых
При помощи симуляционных установок возможно во много раз уменьшить риск врачебной ошибки при выполнении процедур, а также визуализировать предполагаемые результаты, спланировать и провести сложные и редкие манипуляции. В симуляционных классах могут обучаться не только студенты 1-5 курса, но и врачи, получающие постдипломное образование, ординаторы, интерны, практикующие специалисты в рамках различных мастер-классов и семинаров.
К ценлям симуляционного обучения в стоматологии относятся:
·Получение и автоматизация мануальных практических навыков
·Демострация и овладение различными техниками лечения, удаления, протезирования и имплантации зубов, проведения малых хирургических операций, изготовления стоматологических конструкций
·Получение навыков работы с самыми современными материалами и инструментами для лечения, протезирования и имплантации зубов
·Контроль за темпами освоения учащимися запланированного объема материала
К этапам овладения практических навыков с использованием симуляционного оборудования относятся:
1.Овладение базовыми навыками, актуальными для выпускников стоматологического факультета медицинского вуза: препарирование кариеса 1-5 классов по Блэку и установка пломбы на кариозные полости, реставрация разрушенных зубных единиц, изготовление всевозможных ортопедических аппаратов, удаление зубов, разные виды зубосохраняющих операций, оказание неотложной стоматологической помощи.
2.Овладение специализированными навыками в рамках получения постдипломного и дополнительного образования: имплантация и протезирование зубных единиц различными способами, а также восстановление целостности зубного ряда с использованием самых современных материалов.
В настоящее время в большинстве известных и востребованных высших учебных заведений медицинского профиля существуют собственные специализированные многопрофильные учебные центры, имеющие широкий выбор различных типов симуляционного оборудования. Обучение здесь начинается уже с первого курса и продолжается в течение девяти-десяти семестров из расчета двух-трех практических занятий после каждого блока. Исходя из результатов анкетирования, предлагавшегося студентам Алтайского медицинского университета (АМГУ), 49.3% студентов считают отработку навыков на современном симуляционном стоматологическом оборудовании одним из наиболее важнейших факторов успешности обучения.
К основным уровням стоматологического симуляционного обучения относятся:
·Визуальный уровень – получение теоретических знаний о строении зубочелюстной системы и человеческого организма в целом, а также об основных методах лечения и профилактики стоматологических заболеваний путем работы с электронными учебными пособиями, интерактивными схемами, видеороликами и фотографиями
·Тактильный уровень – непосредственная отработка манипуляций по лечению различных патологий полости рта на моделях челюсти или фантомах головы пациента
·Реактивный уровень – проверка качества навыков и умений посредством получения обратной связи от фантома, например, включение лампочки или подача звукового сигнала при правильном проведении процедуры
В современной стоматологии выделяют 3 вида симуляционных моделей:
1. Стандартизированный пациент
2. Манекены и роботизированные симуляторы
3. Тренажеры виртуальной реальности
Типы симуляционного оборудования:
1. Стоматологические симуляционные установки – различные наборы аппаратуры, имитирующие реально существующее рабочее место стоматолога вместе с используемыми им инструментами, материалами и т. д. В состав такой установки обычно входит симуляционный стол, блок наконечников, боры, всевозможные лампы, подставки, экраны и т. д.
2. Учебные стоматологические фантомы – макеты, полностью повторяющие по текстуре и форме челюсти или голову человека, которые возможно установить на симуляционном столе для проведения манипуляций. В комплекте с моделью могут быть поставлены сменные расходные материалы: имитаторы кожи, языка, зубов и т. д.
3. Учебные модели зубов и челюстей – всевозможные имитаторы детских и взрослых челюстей с набором сменных расходников: зубами нижней и верхней челюсти, блоками для препарирования, муляжами рта, носа или щек для наложения швов
4. Интерактивные стенды – наглядно-демонстрационные пособия, с помощью которых студенты могут наглядно изучить строение зуба, признаки различных патологий, а также основные приемы и манипуляции диагностики и лечения
5. Интерактивные стоматологические модели – макеты, укомплектованные особыми датчиками, подающими звуковые или световые сигналы с целью непосредственной проверки правильности выполнения процедуры
6. Электронные учебные стены и пособия – сборники учебных материалов, снабженные подробными и наглядными иллюстрациями
7. Компьютерные программы для виртуального моделирования – программы, с помощью которых можно визуализировать и смоделировать проблемную ситуацию, а также выполнить 3D модель челюсти или зуба
8. Виртуальные тренажеры для моделирования проблемных ситуаций
9. Роботизированные установки, не только имитирующие ткани человеческой ротовой полости, но и воссоздающие эмоции и речь пациента
10. Наборы для проведения аккредитации врачей-стоматологов, в которые могут входить фантомы пациента и модели челюсти, а также набор инструментария и материалов
11. Расходные материалы для проведения манипуляций
На большинстве современных симуляционных установок установлены реальные стоматологическими инструментами, что позволяет студенту наиболее полно погрузиться в предлагаемую ситуацию. Фантомы и модели челюстей выполняются таким образом, чтобы крайне натуралистично имитировать закрытие и открытие рта, изменение степени окклюзии, степень мягкости тканей и другие параметры. Все учебные модели поставляются заказчику с подробной инструкцией, гарантийным талоном и паспортом изделия. Приобрести любое оборудование можно совершенно свободно, таким образом получить его могут не только вузы, но и музеи, стоматологические клиники, частные образовательные организации и т. д.
Студенты стоматологических факультетов постоянно должны практиковаться в выполнении различных манипуляций, «набивать руку», знакомиться с основными методами лечения, удаления или протезирования зубов, а также изучать новейшие подходы, набирающие популярность среди врачей. Чем больше часов практических занятий набрал студент, тем лучше он подготовлен к реальной работе в условиях стоматологической клиники. К сожалению, не у всех вузов и колледжей, особенно расположенных в небольших городах, существует возможность полноценного обеспечения учащихся достаточным уровнем практики. Большой проблемой при получении практического опыта является невозможность «тренировки» будущих врачей на реальных пациентах, т. к. это противоречит этике и деонтологии. Даже во время практики в поликлинике или больнице студентам доверяют только простейшие манипуляции, а также позволяют им заполнять карты, убирать и дезинфицировать помещения, сортировать инструменты. Такой подход не позволяет будущим врачам получить представление о профессии, попробовать свои силы, отточить умения. Длительное время проблема недостатки реальной практической работы остро стояла перед учебными заведениями, однако на данный момент для создания студентам-медикам условий, максимально приближенным к реальности, используется широкий спектр симуляционного оборудования, имитирующего как ротовую полость и мягкие ткани лица пациента, так и различные инструменты и приборы.
Спрос на различные виды симуляционного оборудования для врачей-стоматологов растет примерно на13-15% в год, поскольку практически все учебные заведения стараются оборудовать в своих стенах хотя бы небольшой учебный класс для повышения конкурентоспособности собственных выпускников.
В Российской Федерации представлены несколько производителей симуляционного стоматологического оборудования:
·PRODENT (Россия)
·Зарница
·Smart Anatomy
·Медтехника СПб
·Гэотар-мед
·ЮРТЭКС
·ARMA DENTAL
·MedSkills
·HeineScientific
·GF dental
Сейчас оборудование, произведенное в нашей стране, набирает все большую популярность, т. к. практически не уступает по качеству европейским аналогам, но стоит меньше и поставляется быстрее. На стоматологическом рынке широко представлено оборудование из Китая, а вот доля европейского оборудования неуклонно снижается, поскольку наложение санкций значительно осложняет поставки.
Симуляционное оборудование используется для получения и совершенствования следующих навыков:
·Протезирование зубов с помощью различных коронок у детей и взрослых
·Лечение поверхностного и глубокого кариеса с помощью бор машины, ультразвуковой, лазерной терапии, обработки озоном и т. д.
·Различные виды имплантации утраченных зубных единиц
·Малые хирургические операции в полости рта
·Эндодонтическое препарирование зуба
·Стоматологические ортопедические процедуры
·Профессиональная гигиена полости рта
·Пародонтологические процедуры
·Ортодонтическое лечение у детей и взрослых
При помощи симуляционных установок возможно во много раз уменьшить риск врачебной ошибки при выполнении процедур, а также визуализировать предполагаемые результаты, спланировать и провести сложные и редкие манипуляции. В симуляционных классах могут обучаться не только студенты 1-5 курса, но и врачи, получающие постдипломное образование, ординаторы, интерны, практикующие специалисты в рамках различных мастер-классов и семинаров.
К ценлям симуляционного обучения в стоматологии относятся:
·Получение и автоматизация мануальных практических навыков
·Демострация и овладение различными техниками лечения, удаления, протезирования и имплантации зубов, проведения малых хирургических операций, изготовления стоматологических конструкций
·Получение навыков работы с самыми современными материалами и инструментами для лечения, протезирования и имплантации зубов
·Контроль за темпами освоения учащимися запланированного объема материала
К этапам овладения практических навыков с использованием симуляционного оборудования относятся:
1.Овладение базовыми навыками, актуальными для выпускников стоматологического факультета медицинского вуза: препарирование кариеса 1-5 классов по Блэку и установка пломбы на кариозные полости, реставрация разрушенных зубных единиц, изготовление всевозможных ортопедических аппаратов, удаление зубов, разные виды зубосохраняющих операций, оказание неотложной стоматологической помощи.
2.Овладение специализированными навыками в рамках получения постдипломного и дополнительного образования: имплантация и протезирование зубных единиц различными способами, а также восстановление целостности зубного ряда с использованием самых современных материалов.
В настоящее время в большинстве известных и востребованных высших учебных заведений медицинского профиля существуют собственные специализированные многопрофильные учебные центры, имеющие широкий выбор различных типов симуляционного оборудования. Обучение здесь начинается уже с первого курса и продолжается в течение девяти-десяти семестров из расчета двух-трех практических занятий после каждого блока. Исходя из результатов анкетирования, предлагавшегося студентам Алтайского медицинского университета (АМГУ), 49.3% студентов считают отработку навыков на современном симуляционном стоматологическом оборудовании одним из наиболее важнейших факторов успешности обучения.
К основным уровням стоматологического симуляционного обучения относятся:
·Визуальный уровень – получение теоретических знаний о строении зубочелюстной системы и человеческого организма в целом, а также об основных методах лечения и профилактики стоматологических заболеваний путем работы с электронными учебными пособиями, интерактивными схемами, видеороликами и фотографиями
·Тактильный уровень – непосредственная отработка манипуляций по лечению различных патологий полости рта на моделях челюсти или фантомах головы пациента
·Реактивный уровень – проверка качества навыков и умений посредством получения обратной связи от фантома, например, включение лампочки или подача звукового сигнала при правильном проведении процедуры
В современной стоматологии выделяют 3 вида симуляционных моделей:
1. Стандартизированный пациент
2. Манекены и роботизированные симуляторы
3. Тренажеры виртуальной реальности
Типы симуляционного оборудования:
1. Стоматологические симуляционные установки – различные наборы аппаратуры, имитирующие реально существующее рабочее место стоматолога вместе с используемыми им инструментами, материалами и т. д. В состав такой установки обычно входит симуляционный стол, блок наконечников, боры, всевозможные лампы, подставки, экраны и т. д.
2. Учебные стоматологические фантомы – макеты, полностью повторяющие по текстуре и форме челюсти или голову человека, которые возможно установить на симуляционном столе для проведения манипуляций. В комплекте с моделью могут быть поставлены сменные расходные материалы: имитаторы кожи, языка, зубов и т. д.
3. Учебные модели зубов и челюстей – всевозможные имитаторы детских и взрослых челюстей с набором сменных расходников: зубами нижней и верхней челюсти, блоками для препарирования, муляжами рта, носа или щек для наложения швов
4. Интерактивные стенды – наглядно-демонстрационные пособия, с помощью которых студенты могут наглядно изучить строение зуба, признаки различных патологий, а также основные приемы и манипуляции диагностики и лечения
5. Интерактивные стоматологические модели – макеты, укомплектованные особыми датчиками, подающими звуковые или световые сигналы с целью непосредственной проверки правильности выполнения процедуры
6. Электронные учебные стены и пособия – сборники учебных материалов, снабженные подробными и наглядными иллюстрациями
7. Компьютерные программы для виртуального моделирования – программы, с помощью которых можно визуализировать и смоделировать проблемную ситуацию, а также выполнить 3D модель челюсти или зуба
8. Виртуальные тренажеры для моделирования проблемных ситуаций
9. Роботизированные установки, не только имитирующие ткани человеческой ротовой полости, но и воссоздающие эмоции и речь пациента
10. Наборы для проведения аккредитации врачей-стоматологов, в которые могут входить фантомы пациента и модели челюсти, а также набор инструментария и материалов
11. Расходные материалы для проведения манипуляций
На большинстве современных симуляционных установок установлены реальные стоматологическими инструментами, что позволяет студенту наиболее полно погрузиться в предлагаемую ситуацию. Фантомы и модели челюстей выполняются таким образом, чтобы крайне натуралистично имитировать закрытие и открытие рта, изменение степени окклюзии, степень мягкости тканей и другие параметры. Все учебные модели поставляются заказчику с подробной инструкцией, гарантийным талоном и паспортом изделия. Приобрести любое оборудование можно совершенно свободно, таким образом получить его могут не только вузы, но и музеи, стоматологические клиники, частные образовательные организации и т. д.
Заказать симуляционное стоматологическое оборудование PRODENT можно на сайте https://prodent-tm.ru или по телефону 8 (495) 476-33-73