Статьи

Стоматологические фантомы против человека

Проблема, связанная с недостатком практических навыков у выпускников медицинских вузов, в частности – факультета стоматологии, продолжает быть актуальной. Ежегодно в Российской Федерации профессию врача-стоматолога получает более семи тысяч человек. В большинстве вузов отлично налажено теоретическое обучение, однако часто возникают проблемы с получением практических навыков. Для будущего врача-стоматолога получение возможности отработать мануальные приемы и техники очень важно, поскольку от умений специалиста во многом зависит результат проведенного лечения. Никакие теоретические знания не могут заменить для зубного врача точность, скорость и ловкость рук, глазомер и внимательность.

Для того, чтобы получить практические навыки, будущий врач может выбрать два пути:

· Овладевать навыками непосредственно на живом пациенте

· Использовать для получения навыков различное симуляционное оборудование

Оба метода имеют свои преимущества и недостатки и обычно комбинируются друг с другом.

Особенности процесса получения практических навыков на пациенте

До недавних пор студенты медицинских вузов имели возможность отработки мануальных навыков только на реальных людях, при этом часто приступить к практическим занятиям они могли только на старших курсах, во время обучения в ординатуре или интернатуре. Нередки были случаи, когда недавний выпускник не просто сразу же после окончания института становился практикующим врачом, но и не имел возможности обратиться к более опытным коллегам, например, при трудоустройстве в небольшую сельскую больницу. Молодым специалистам приходилось учиться «на ходу», справляться со своим страхом и неуверенностью, часто действовать интуитивно. О становлении юных врачей в советское время писали книги и снимали фильмы, однако в реальности положение дел могло быть не столь романтичным.

Сегодня обучение студентов в полевых условиях менее развито, поскольку идея «тренировки» на живом человеке противоречит врачебной этике и деонтологии. Пациент, вынужденный играть роль «тренажера», обладает чувствами, эмоциями, ощущает боль и дискомфорт, поэтому сознательно обрекать его на страдания очень жестоко. Большинство студентов не имеют достаточного количества навыков для того, чтобы безошибочно провести ту или иную процедуру, соблюсти нормы асептики и антисептики, не допустить развитие осложнений. Рисковать здоровьем, а иногда и жизнью человека противоречит философии врача, ведь его цель заключается в спасении жизни и избавлении пациента от страданий и боли. Конечно, иногда пациенты добровольно идут на риск, помогая тем самым медицинскому сообществу. Нередко в стационарах и государственных поликлиниках пожилые посетители соглашаются на проведение манипуляции студентами, подбадривают их и проявляют чудеса терпения и такта. Несмотря на это право на отказ от совершения любой манипуляции студентом, не имеющим практического опыта, имеется у любого пациента, независимо от его диагноза и особенностей лечения.

Большой проблемой обучения студентов на живом пациенте является увеличение риска развития осложнений. Как частная, так и государственная клиника несет полную ответственность за тот вред здоровью, который причинен был практикантом во время лечения. Например, если установленная молодым специалистом пломба выпадет в течение гарантийного срока, ее придется срочно переустанавливать бесплатно или возмещать пациенту потраченные на лечение деньги. Нередко ошибки лечения могут привести к фатальным последствиям: потере зуба, искажению прикуса, развитию глубокого воспаления десны, в таком случае пациент может обратиться за компенсацией, но даже ее выплата не сможет вернуть ему здоровье. Некоторые ошибки, допущенные при лечении, могут привести к сепсису, анафилактическому шоку и другим жизнеугрожающим состояниям.

Доверяясь в руки студента, пациент может получить психологическую травму, ведь лечение зубов и так относится к одним из самых неприятных процедур, даже несмотря на развитие современных технологий. Часто манипуляции, совершаемые впервые, могут быть слишком долгими, болезненными, дискомфортными. И пациент, и студент испытывают сильный стресс во время процедуры, из-за чего между ними может произойти конфликтная ситуация. Нередко молодой специалист не умеет общаться с людьми, особенно если они боятся, беспокоятся, нервничают, раздражены или расстроены. Особенно тяжелыми пациентами для практиканта являются дети, которые могут не только плакать и кричать, но и физически мешать процессу лечения. Родители малышей, как правило, не позволяют проводить какие-либо манипуляции в ротовой полости крохи студентам или специалистам без опыта работы, т. к. опасаются осложнений и ухудшения здоровья ребенка.

Конечно же, обучение работе в реальных условиях дает ни с чем не сравнимый опыт, является настоящим «боевым крещением». Самые сложные, нестандартные, интересные и запоминающиеся случаи, конечно же, происходят именно во время работы с живым пациентом, и такие случаи обычно являются становятся особенно ценными для будущего профессионала. Без практики на реальном человеке невозможно стать настоящим врачом, вникнуть в детали и нюансы каждой процедуры, получить неповторимый опыт, однако, для того, чтобы быть допущенным к такой работе, стоит прежде всего «набить» руку на симуляторах и фантомах.

Особенности получения практического опыта на фантомах

На данный момент практические занятия студентов младших курсов, как правило, организуются в симуляционных учебных классах. Юные учащиеся еще не обладают практическими навыками, буквально учатся правильно держать инструмент и занимать эргономическое положение у стоматологического кресла. Таких студентов, конечно же, нельзя допускать к реальным пациентам, т. к. они не имеют мануальных навыков и навыков общения с посетителями, волнуются, сомневаются и нервничают.

Для отработки простейших навыков студентам предлагается многократное повторение одних и тех же действий на моделях челюстей или фантомов пациентов. учащимся необходимо довести до автоматизма простейшие движения, чтобы во время реального взаимодействия с пациентом двигаться быстро и четко. Развитие мелкой моторики и непроизвольного внимания играет огромную роль в получении профессиональных компетенций будущего врача-стоматолога.

Огромным преимуществом симуляционого обучения является возможность многократного повторения действий после беседы с наставником, получения замечания и т. д. У студента есть шанс исправить ошибки, провести тут или иную манипуляцию несколько раз, посмотреть на то, как работают однокурсники. Во время работы на симуляционном оборудовании студенты постигают азы эргономики: учатся занимать правильное положение в пространстве, раскладывать инструменты и материалы, регулировать степень освещенности, интенсивность воздействия приборов и т. д. Если студент своевременно не обучается правильной технике работы, ему приходится сталкиваться с трудностями во время реального взаимодействия с пациентом, связанными с недостатком освещения рабочей зоны или ограничением доступа, болью в руке или шее, сильной усталостью глаз и другими дискомфортными ощущениями. Неправильная эргономика во время работы может стать причиной совершения врачебной ошибки.

Современное симуляционное оборудование оснащается сменными комплектами съемных зубов и мягких тканей, имитирующих десна и небо, язык, губы, нос, щеки. Любые расходники заказываются отдельно и заменяются по мере необходимости. Большинство моделей максимально точно копируют анатомию и физиологию человеческого тела, включая степень открывания челюсти и поворота шеи, таким образом студент сразу же привыкает к работе в условиях ограничения доступа. Материалы, из которых выполняются сменные зубы или накладки, по уровню твердости, эластичности, прочности и гладкости максимально приближены к настоящим тканям человеческого тела, что помогает студенту сразу привыкать к правильному усилию при обработке полости или выполнении разреза. Стоматологические модели могут имитировать как взрослую, так и детскую ротовую полость, иметь различные виды прикуса, отличаться друг от друга количеством зубов и другими характеристиками, в результате чего для обучения может быть смоделирована практически любая ситуация.

Современные наглядные учебные модели также оснащаются чувствительными датчиками, передающими звуковые или световые сигналы, что облегчает как проверку правильности выполнения процедуры преподавателем, так и самопроверку.

Преимущества и недостатки получения практических навыков на реальных пациентах и стоматологических фантомах

Преимущества практической работы с реальными пациентами:

· Возможность развития большого количества разнообразных нестандартных и непредсказуемых ситуаций, обогащающих опыт студента

· Получение опыта взаимодействия с живым человеком, обладающим чувствами, эмоциями, мыслями, страхами

· Возможность раскрытия своего врачебного и человеческого потенциала, обретение уникального опыта

Недостатки получения практического опыта на реальных пациентах:

· Нарушение норм врачебной этики и деонтологии

· Риск возникновения врачебной ошибки, связанной с неточностью действий

· Удлинение срока лечения

· Риск недовольства пациента вплоть до написания жалобы в вышестоящие инстанции

· Риск получения у пациента не только физической, но и психологической травмы

· Риск необходимости осуществлять гарантийное перелечивание

Преимущества получения практического опыта на медицинских фантомах:

· Возможность многократного повторения одних и тех действий по собственному желанию или решению наставника, доведение движений до автоматизма

· Возможность изучения представленных для работы материалов и инструментов

· Возможность получения замечаний от наставника во время осуществления процедуры, возвращения к сложному фрагменту

· Возможность проведения процедур самопроверки и самоконтроля

· Возможность тщательного контроля от наставника, наблюдающего за процедурой с помощью камер и датчиков

· Возможность получения эргономических навыков и навыков работы в условиях ограниченного доступа

· Повышение уверенности в себе и свих силах

· Возможность повторной отработки тех процедур, которые кажутся наиболее непонятными и трудными

Недостатки получения практического опыта на стоматологических фантомах:

· Невозможность получения максимально полного практического опыта

· Отсутствие непосредственного взаимодействия с человеком и возможности преодоления связанных с этим трудностей

· Недостаточная вариативность лечебных ситуаций

Сегодня в большинстве медицинских вузов имеются обучающие симуляционные классы, подготавливающие студентов к проведению практики в условиях поликлиники или больницы. студенты младших курсов для наработки минимального опыта обычно используют учебные модели, что позволяет им многократно повторять каждую манипуляцию, доводя ее до автоматизма. Студентам, обучающимся на старших курсах, а также в ординатуре и интернатуре, разрешается проводить те или иные манипуляции на реальном пациенте под контролем опытного врача.
Заказать симуляционное стоматологическое оборудование PRODENT можно на сайте https://prodent-tm.ru или по телефону 8 (495) 476-33-73
2024-09-24 10:45