Новости

Зачем студенту-стоматологу дополнительно учиться? Как получить практические навыки стоматолога, если в вузе не хватает практики?

Профессия врача-стоматолога требует не только большого запаса теоретических знаний, но и внушительного багажа практических навыков лечения, удаления, протезирования, имплантирования зубов. Согласно современным образовательным стандартам третьего поколения у выпускника стоматологического вуза должны быть сформированы компетенции, позволяющие ему использовать знания, умения и навыки в практической деятельности.

Основными методами обучения для студентов стоматологических вузов и факультетов являются:

· Устные разборы в ходе лекционных, семинарских и практических занятий

· Работа с наглядными пособиями

· Применение симуляционного оборудования

· Использование различных видов мультимедийного оборудования

· Просмотр учебных видеофильмов, слайдов и т. д.

Конечно же, ни один фильм, лекция или презентация не могут дать студенту возможности получить практические навыки работы с зубами, однако возможности для практической тренировки в вузе часто ограничены несколькими учебными часами в семестр.Огромной проблемой выпускников стоматологических вузов является недостаток практики, невозможность «набивать руку» столько, сколько это нужно конкретному человеку. Да, в вузах сейчас уже достаточно активно начинают использовать фантомные модели челюстей, однако из-за сложностей с финансированием чаще всего студентам предлагается набор гипсовых слепков, резиновая челюсть с вставными акриловыми зубами или даже набор настоящих удаленных зубов, залитых гипсом. На таких подручных материалах, безусловно, можно освоить базовые несложные манипуляции, но научиться чему-то более сложному трудно.

К счастью, в последние годы ситуация с получением практических навыков начала меняться. На данный момент приоритетным направлением и общепризнанной проблемой в медицинских стоматологических вузах является улучшение практической мануальной подготовки при достаточно высоком теоретическом уровне знаний. Сами вузы стали уделять больше внимания практическим занятиям с использованием симуляционных технологий. На базе крупных учебных заведений создаются учебные центры, оснащенные всем необходимым для того, чтобы регулярно проводить здесь практические занятия. Стандартным курсом работы с симуляционными моделями и фантомами считается продолжительность посещения учебного центра 2-3 раза в неделю в течение девяти семестров. Для будущего врача этого времени хватает для того, чтобы изучить основные приемы и методы работы, познакомиться с инструментами и материалами, которые в будущем понадобятся ему в работе. После того, как студент прошел курс подготовки на симуляционном оборудовании, ему разрешается приступить к практическим занятиям. Практика в разных вузах устроена по-разному: где-то учащихся распределяют по больницам и поликлиникам сами вузы, где-то принято, чтобы человек нашел себе место и пациентов самостоятельно.

Основными задачами обучающего симуляционного курса на базе высшего учебного заведения являются:

· Формирование навыков диагностики стоматологических заболеваний

· Формирование навыков диагностики неотложных состояний

· Формирование навыков применения основных принципов оказания зубоврачебной помощи

· Освоение базовых навыков действий при оказании экстренной медицинской помощи, в том числе сердечно-легочной реанимации

В настоящее время большинство учебных центров при высших учебных заведениях оснащены устаревшими моделями и фантомами. К сожалению, большинство искусственных зубов выполнены из мягкого и однородного пластика, т. е. совсем не похожи на настоящие. На таких зубах можно эффективно отработать навыки препарирования и формирования полости для последующего пломбирования, однако они не дают представления о том, как реально может выглядеть то или иное заболевание, и как с ним работать. Несовершенство оборудования, которым оснащен тот или иной вуз, затрудняет получение компетенций студентами и выпускниками вузов, и является серьезным препятствием для получения практического опыта.

Альтернативой получению практических навыков на базе вуза является прохождение обучающих курсов на базе крупных клинико-образовательных стоматологических центров. Такие курсы обычно являются платными. Обязательным условием для включения в список обучающихся является документ, подтверждающий наличие высшего медицинского стоматологического образования или обучения в вузе на текущий момент, а также при необходимости прохождение предобучения в онлайн формате или очно. Целью предобучения является освоение навыков терапевтической работы или освежение забывшейся информации, если студент длительное время работал не по специальности. Особенностью обучающих курсов является многообразие учебных материалов, наличие большого количества разнообразных упражнений с применением фантомов и симуляционного оборудования, моделирование нестандартных ситуаций. Важнейшим фактором, положительно влияющим на качество обучения, является постоянное присутствие наставника, имеющего большой опыт работы. Часто образовательные программы реализуются крупными компаниями, занимающимися производством оборудования, инструментов и материалов, т. к. таким образом они повышают интерес к своей продукции.

Обучающие курсы, созданные на базе крупных стоматологических клиник, подходят для широкого круга специалистов:

· Для студентов, которые имеют амбиции и стремления, хотят развиваться в профессии и мечтают устроиться на работу в действительно солидную организацию

· Для специалистов, которые хотят расширить свои знания и получить новые навыки, изучить новые материалы и инструменты, внедрить инновационные технологии в свою работы

· Для специалистов, имеющих большой перерыв в работе, например, по причине декретного отпуска, и частично утративших навыки и умения

· Для молодых выпускников вузов, которые по причине небольшого количества практических занятий не чувствуют себя уверенно при проведении лечебных манипуляций

· Для специалистов, желающих изменит свою специализацию, расширить имеющиеся возможности

Поскольку крупные и известные стоматологические клиники обычно дорожат своей репутацией и имеют большой бюджет, биологические и фантомные модели здесь представлены особенно широко и отличаются большой реалистичностью и вариативностью. Обычно в рамках обучения используются:

· Симуляционные наборы, представляющие собой точную копию рабочего места стоматолога с набором всех необходимых инструментов и материалов

· Интерактивные карты, стенды и модели для демонстрации заболеваний полости рта, возможных диагностических и лечебных процедур

· Модели челюстей, выполненные из материалов, наиболее близко повторяющих реальные зубы, мягкие ткани, кости и т. д.

· Фантомы с наборами различных масок, мягких силиконовых губ, носов, щек для хирургических манипуляций, различными вариантами челюстей (с полными наборами зубов, с вставными зубами, мягкими тканями десны и неба, различными аномалиями прикуса и т. д.)

· Роботизированные модели, реагирующие на правильное решение проблемы световыми или звуковыми сигналами, для закрепления и проверки навыков

· Оборудование для компьютерного моделирования ситуаций, в том числе сложных и нестандартных

· Наборы манекенов для проведения экстренной медицинской помощи в т. ч. сердечно-легочной реанимации

Образовательные программы могут быть длительными либо однодневными в зависимости от наполнения и целей курса. К видам образовательных курсов относятся:

· Мастер-классы – подходят специалистам и студентам, желающим быстро получить информацию о какой-то конкретной манипуляции, поработать нам имеющимися ошибками, расширить свои возможности

· Базовые курсы – рекомендуются начинающим специалистам, только приступающим к работе, и стремящимся избежать ошибок

· Продвинутые курсы – созданы для уже работающих специалистов, которые хотят повысить свой профессиональный уровень, познакомиться с инновационными методами и материалами

Помимо отработки ключевых навыков на фантомах, иногда крупные клиники предоставляют начинающим специалистам возможность присутствовать и ассистировать профессионалу во время лечения или проведения стоматологической операции. Для того, чтобы получить доступ к настоящей, реальной работе с пациентами, необходимо довести мануальные навыки до совершенства на симуляционных моделях и доказать свою состоятельность наставнику в время работы с роботизированной моделью или фантомом.

Плюсы обучения в клинико-образовательных центрах:

1. Получение достаточного количества теоретических и практических знаний

2. Отработка навыков диагностических процедур в ситуациях, максимально приближенных к реальным

3. Получение возможности отточить мануальные навыки работы

4. Получение максимально полного представления о строении челюсти, возможных патологиях, травмах и прочих нюансах наглядно

5. Преодоление страха перед реальной работой

6. Увеличение числа профессиональных связей и знакомств

7. Получение возможности задавать вопросы, уточнять, возвращаться к уже пройденному материалу и ликвидировать пробелы

8. Повышение уровня своего образования, получение сертификатов и дипломов, делающих начинающего специалиста более привлекательным для работодателя

9. Появление стимула для саморазвития, увеличение желания получать новую информацию, совершенствоваться в профессии

10. Получение возможности познакомиться с новыми техниками проведения тех или иных процедур, новейшими материалами и инструментами

11. Получение возможности прохождения стажировки в компании, проводящей обучение, а также дальнейшего трудоустройства

Как правило, студенты и выпускники вузов, вкладывающие время, силы и деньги в свое дальнейшее обучение, более востребованы, легче находят подходящее место работы и быстро нарабатывают значительную клиентскую базу.