Преимущества использования симуляционного стоматологического оборудования
В медицине с давних времен существует проблема, связанная с наработкой практического опыта студентами, интернами и ординаторами, поскольку организация практических занятий с участием реальных пациентов противоречит основам врачебной этики. Организация симуляционного обучения с применением специализированных моделей челюстей, фантомов пациентов и другого стоматологического оборудования позволяет решить проблему наработки практических навыков диагностики, лечения и профилактики заболеваний полости рта в условиях, максимально полно имитирующих реальные. На сегодняшний день задачей высших образовательных учреждений медицинского профиля является необходимость овладения профессиональными компетенциями к моменту получения диплома о высшем образовании. Для врача-стоматолога профессиональные компетенции состоят в достаточном багаже теоретических знаний при высоком уровне практических навыков, поскольку успешность стоматологического лечения в большинстве случаев зависит от грамотного выполнения врачебных манипуляций в полости рта. В европейских странах симуляционое оборудование широко применяется для обучения студентов и повышения квалификации уже практикующих специалистов, позволяя учащимся нарабатывать практический опыт без риска для жизни и здоровья реального пациента. В России симуляционное обучение также начинает активно развиваться, многие крупнейшие вузы уже оснащены новейшими образцами фантомного оборудования. Применение инновационных симуляционных технологий в рамках получения высшего или средне-специального профильного образования позволяет студентам овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей в соответствии с имеющимися стандартами оказания плановой и экстренной стоматологической помощи.
Обучение посредством симуляционных технологий относится к интерактивным практико-ориентированным образовательным методам, которые позволяют моделировать максимально реалистичные ситуации для формирования необходимых для врача профессиональных и личных черт и качеств.
В рамках симуляционного обучающего курса студентам предлагается использование следующего оборудования:
·Моделей челюстей со съемными элементами
·Блоки для препарирования, тренажеры для наложения швов и т. д.
·Фантомы головы пациента с держателем для закрепления в стоматологическом кресле
·Интерактивные стенды, схемы и модели
·Модели, оснащенные датчиками и камерами для проверки и самопроверки правильности выполнения манипуляций
·Симуляционные стоматологические столы и блоки
·Роботизированные пациенты
Основным преимуществом симуляционного обучения является возможность многократного повторения одной и той же манипуляции без риска навредить пациенту, а также возможность полного проведения процедуры для анализа совершенных ошибок и наступивших последствий. Во время реального приема ради сохранения здоровья пациента практикующий специалист-наставник берет на себя выполнение сложных манипуляций, моментально исправляет допущенные студентом ошибки, поэтому учащийся не может полностью спрогнозировать свои действия и их возможны результаты. Во время работы с настоящим живым человеком невозможно провести анализ и исправление ошибок, повторить то или иное действие многократно, т. к. приоритетом является не отработка навыков, а сохранение здоровья и нормального функционирования организма больного. Во время обучения на тренажерах студент может снова и снова проводить одну и ту же процедуру, исправлять допущенные им неточности, советоваться с наставником и одногруппниками, не тревожась за состояние пациента.
Нередко во время проведения практических занятий на реальном пациенте студент допускает оплошность, которая отрицательно сказывается на качестве всей процедуры, в таком случае человек может получить весьма серьезные проблемы со здоровьем, требующие проведения длительного и дорогого лечения. Поскольку сам студент еще не несет ответственности за выполнение им манипуляций, отвечать за ошибку приходится наставнику, на которого ложится бремя повторного лечения и реабилитации больного. Конечно же, полноценно организовать процесс овладения практическим опытом очень тяжело, поэтому многие преподаватели идут по пути наименьшего сопротивления, поручая своим студентам только самые легкие дела и не позволяя им «набить шишки» во время работы. Во время обучения на симуляционном оборудовании наставник спокойнее подходит к возникновению ошибок, позволяет студенту самостоятельно найти их и исправить, отработать не получившуюся процедуру еще раз. Во время симуляционного обучения студент может в полной мере оценить величину своей ответственности за свой уровень профессиональной подготовки, что позволяет ему адекватно оценить свои возможности и выявить пробелы в знаниях и навыках. Использование современных симуляционных установок позволяет погрузить учащегося в среду, максимально полно имитирующую реальные условия врачебного кабинета, при этом не нанести вреда живым пациентам и предотвратить негативные последствия неумелых действий практиканта.
Использование различных моделей, интерактивных установок, а также оборудования видео- и фотофиксации позволяет включиться в практическую работу студентам первых курсов и абитуриентам, посещающим подготовительные курсы перед поступлением в вуз. Еще несколько лет назад доступ к практическим занятиям имелся только у обучающихся 3-5 курсов, первокурсники же довольствовались получением теоретических знаний. Сегодня наличие на кафедре самого простого симуляционного оборудования уже позволяет наглядно продемонстрировать учащимся строение челюсти и зубов, признаки основных стоматологических заболеваний, диагностические и лечебные приемы. Первые практические занятия на симуляционном оборудовании могут стартовать уже в первом семестре, что помогает студенту сразу же погрузиться в профессиональную среду.
Использование симуляционного стоматологического оборудования позволяет студентам адекватно оценить свой уровень профессиональных компетенций. Возможность проведения стоматологического приема с использованием фантома пациента и симуляционного стола со всеми необходимыми инструментами и материалами помогает ученику избавиться от страха перед реальной работой, подготовиться к различным ситуациям, отработать не только практические навыки, но и навыки общения, эргономики рабочего места, поведения в экстренных ситуациях.
Основными преимуществами использования симуляционного стоматологического оборудования являются:
· Возможность многократного повторения любой процедуры, вызывающей вопросы или трудности
· Возможность получения немедленной обратной связи от преподавателя
· Возможность адекватного оценивания меры своей ответственности при проведении процедуры
· Возможность самостоятельного поиска и исправления ошибок, допущенных при выполнении процедур
· Возможность овладения всем многообразием практических навыков
· Возможность отработки навыков работы в необычных и редких ситуациях
· Возможность закрепления и визуализации теоретических навыков
· Возможность получения навыков работы в команде
· Возможность ознакомления со всеми необходимыми для работы инструментами и материалам
· Возможность отработки навыков в рамках новой специализации
· Возможность отработки правильного уровня усилий, необходимых для работы с разными тканями
· Возможность наработки навыков размещения возле стоматологического кресла, положения рук и ног, наклона головы и т.д.
· Возможность наработки навыков организации рабочего места, выставления света, раскладки инструментов и материалов
· Возможность формирования навыков дезинфекции и санации рабочего места, рук, материалов и инструментов, рабочего поля и кабинета
· Отработка основных навыков оказания экстренной стоматологической помощи, а также неотложной помощи при жизнеугрожающих состояниях, например, при развитии анафилактического шока
· Возможность получения многообразного практического опыта без риска для жизни и здоровья пациента
· Возможность несоблюдения принципа «у постели больного», согласно которому сохранение и восстановление здоровья пациента более важно, чем обучение студента
· Возможность нарабатывания навыков реагирования в сложных, редких и опасных ситуациях
· Возможность выработки поведенческих алгоритмов поведения во время общения с пациентами, в том числе в моменты проявления ими страха, агрессии и беспокойства
· Возможность выработки поведенческих навыков общения с коллегами, ассистентами, смежными специалистами
· Формирование уверенности в своих силах
· Возможность развития общей и мелкой моторики, координации и точности движений, чувствительности рук, глазомера, пространственного мышления
· Повышение интереса к своей профессии и специализации
· Возможность определения своего дальнейшего профессионального пути развития
· Возможность формирования навыков, утраченных во время вынужденного перерыва в работе
Симуляционное обучение, как правило, происходит в два этапа:
1.На первом этапе студенты младших курсов выполняют базовые манипуляции на фантомах головы пациентов, интерактивных моделях и моделях челюсти, отрабатывают простые навыки, тренируют точность, скорость, ловкость рук
2.На втором этапе студенты старших курсов, ординаторы и интерны проходят сложные симуляционные тренинги, во время которых полностью имитируется реальная ситуация с использованием стоматологического оборудования, реалистичных фантомов и роботизированных пациентов
Современное симуляционное обучение включает в себя 3 последовательных блока:
1. Блок пропедевтики, во время которого на простых моделях студенты оттачивают начальные навыки диагностики и лечения стоматологических заболеваний, знакомятся со строением человеческого организма и симптомами различных патологий.
2. Блок «стоматологического кабинета», при работе в котором моделируются различные реалистичные ситуации для отработки навыков эргономики, коммуникации, проведения различных сложных процедур, оказания неотложной помощи и т. д.
3. Блок «лаборатории», который позволяет учащимся изучить принципы изготовления различных стоматологических конструкций.
За последние годы накопилось огромное количество научных исследований, проведенных в разных странах, оценивающих необходимость внедрения симуляционного оборудования в образовательный процесс и степень его полезности для овладения практическими навыками. Так, например, в 2024 году в «Вестнике новых медицинских технологий» было опубликовано исследование, проведенное преподавателями Дагестанского государственного медицинского университета, в котором был проведен сравнительный анализ двух групп учащихся: имеющих доступ к современным симуляционным технологиям и обучающимся по традиционной системе «у постели больного». Для оценки данных, полученных от этих групп, использовался метод Объективного структурированного клинического экзамена (ОКСЭ). Согласно полученным результатам, средний балл в группе студентов, имевших доступ к различному симуляционному оборудованию, составлял в среднем 4.7 баллов, а в группе, обучающейся по традиционной системе, - в среднем 4.3 балла. Студенты данных групп также участвовали в анкетировании, направленном на изучение их предпочтений и потребностей во время обучения. Подавляющее большинство студентов отметили, что возможность отработки навыков на различных моделях и фантомах повысила их уверенность в собственных силах и избавила от повышенной тревожности. На основании полученных данных авторы исследования предполагают, что использование различных видов симуляционного оборудования значительно повышает качество овладения как теоретическими, так и практическими умениями. Студенты, имеющие возможность работы в симуляционных классах, имеют более высокие оценки во время проведения ОКСЭ.
Похожие исследования проводились и в других крупных медицинских вузах, например, в МГСТУ им. Евдокимова, Курского и Нижегородского ГМУ. Согласно данным исследований студенты, имеющие возможность обучения в симуляционных центрах, более конкурентоспособны, имеют гораздо более высокий уровень сформированности профессиональных компетенций. Развитие симуляционных центров и оснащение вузов необходимым оборудованием позволяет повысить качество подготовки кадров, необходимых для комплектования стоматологических клиник, больниц и зуботехнических лабораторий.
Заказать симуляционное стоматологическое оборудование PRODENT можно на сайте https://prodent-tm.ru или по телефону 8 (495) 476-33-73