Новости

Практика применения симуляционного обучающего оборудования в стоматологии

2024-08-05 10:41
Основной задачей современного высшего образования в сфере медицины считается необходимость повышения уровня практической подготовки студентов при сохранении оптимального уровня теоретических знаний.

Несмотря на огромное количество разнообразных инновационных методик обучения, проблема повышения уровня знаний, умений и навыков будущих врачей остается актуальной не только в России, но и за рубежом. На данный момент для ее решения предполагается создание новых структурных подразделений, целью которых является отработка основных манипуляций и техник диагностики и лечения.

Особенно актуальной инновационной технологией, позволяющей значительно повысить уровень студентов, является создание курса, в рамках которого предполагается использовать фантомное симуляционное оборудование. Занятия в этом курсе рассчитаны на студентов вузов и медицинских колледжей, а также интернов и ординаторов.

Основными разделами обучающего курса с использованием фантомного симуляционного оборудования являются:

· Основы кариесологии

· Основы эндодонтии

· Пародонтология

· Основы неотложной медицинской помощи в ходе стоматологического приема

· Удаление зубов

· Основные хирургические манипуляции, проводимые в полости рта

· Изготовление зубных протезов и коронок

· Основы имплантации и протезирования

Во время занятий будущие стоматологи знакомятся с различными инструментами и материалами, в том числе самыми современными и высокотехнологичными.

Для того, чтобы овладеть необходимыми знаниями и навыками в области стоматологии, студенты начальных курсов овладевают теоретическим курсом, включающим в себя:

· Терапевтическую стоматолгию

· Ортопедию в стоматологии

· Хирургическую стоматологию

· Стоматологию детского возраста

· Основы ортодонтии

· Основы детского протезирования зубов

Во время занятий студенты знакомятся со строением органов ротовой полости, научаются диагностировать основные заболевания, а также теоретически постигают основные приемы и методы лечения того или иного состояния. На данном этапе преподаватели широко используют различные формы демонстрационного материала: видеофильмы, фотографии, рентгеновские снимки и снимки МРТ, различные виды демонстрационных стендов, схемы, рисунки, графики. Чем большее количество наглядных пособий используется во время процесса обучения, тем полнее картина, складывающаяся в головах студентов. Для врача-стоматолога особенно важно обладать навыками визуальной диагностики, т. к. в своей работе зубные врачи в большей степени ориентируются не на данные лабораторной диагностики, а на результаты визуального осмотра, пальпации, рентгеновских снимков.

Даже отлично овладевшие теоретическими знаниями студенты не могут приступить к практике в условиях стоматологической поликлиники или стационара, т. к. они не обладают практическими навыками лечения и протезирования зубов. Для врачей стоматологического профиля высокий уровень практических навыков является ключевым фактором, без которого невозможно овладение профессией. Для того, чтобы получит все необходимые навыки, студенты посещают специализированные классы, оборудованные фантомным симуляционным оборудованием.

Классы, оборудованные фантомным симуляционным оборудованием, оснащены всеми необходимыми тренажерами, с помощью которых можно овладеть следующими навыками:

· Принципы работы стоматологического инструментария и материалов

· Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности

· Основные методы и принципы диагностики заболеваний полости рта

· Освоение мануальных приемов диагностики, лечения, удаления зубов, малых хирургических вмешательств в полости рта, имплантации и протезирования

· Оказание неотложной медицинской помощи в условиях стоматологического кабинета

Во время практических занятий студенты используют различные виды стоматологического симуляционного оборудования:

· Фантомы головы пациента. Стандартный фантом пациента представляет собой модель головы, шеи и грудной клетки человека в натуральную величину, а также специальный держатель, позволяющий прикрепить фантом к стоматологическому столу. Фантомы выполнены таким образом, что полностью имитируют движения настоящего пациента, угол наклона головы и открытия рта и т. д. Фантомы оснащены специальной резиновой маской, имитирующей кожные покровы с проработанными щеками, подбородком, носом, губами. Во рту фантомного пациента также присутствуют мягкие ткани, имитирующие небо и десны, а также накладки в форме языка. Челюсти фантома являются сменными, в них можно закреплять модели зубов, крепящиеся с помощью специальных винтов. На моделях пациента можно осваивать навыки препарирования зуба, постановки пломбы, эндодонтического лечения, профессиональной чистки, а также осуществлять хирургические вмешательства, протезирование и имплантацию.

· Модели челюстей. Модель челюсти является более простой конструкцией, она чаще всего используется студентами начальных курсов для отработки простейших навыков. Модели выполняются из материалов, максимально похожих по плотности, твердости и пластичности на настоящие ткани ротовой полости. Такая имитация позволяет студентам определиться с силой воздействия на зубы и десны во время проведения различных манипуляций. Стандартная модель челюсти включает в себя 32 зуба, для детских моделей это число уменьшается до 20 зубов. Зубы наиболее современных моделей съемные, крепятся в челюсти прочными винтами, могут меняться в зависимости от необходимости. Для повышения уровня достоверности на модели могут быть установлены резиновые накладки, имитирующие губы, десны, язык, небо. На симуляционной модели челюсти можно отрабатывать основные умения: обработку кариозной полости, наложение коффердама, использование анестезии, чистку зубов, установку пломбы или коронки. Модели челюстей используются преподавателями для демонстрации строения челюсти и зуба, объяснения основных приемов диагностики и лечения, использования различных инструментов.

· Симуляционное оборудование. Для отработки навыков в условиях, максимально приближенных к реальным, используются стоматологические столы, оснащенные всеми необходимыми инструментами. Работа на таком оборудовании позволяет студенту овладеть навыками правильной подготовки и раскладки инструментов, соблюдению санитарно-гигиенически норм и правил, поддержанию максимально эргономичной и удобной позы во время работы, правильной постановке света и т. д. Студенты, имеющие возможность работать на симуляционном оборудовании, испытывают меньше затруднений во время проведения реального приема, т. к. имеют возможность отработать свои движения, позу, наклон головы и другие параметры. На симуляционном обучающем столе возможно закрепить фатом тела пациента, что помогает полностью воссоздать атмосферу настоящего стоматологического приема. Симуляционное оборудование особенно часто используется студентами старших курсов, которые готовятся к работе в клинике, а также интернам и ординаторам. Многие врачи, уже имеющие практический опыт, также работают с симуляционными столами для того, чтобы познакомится с новейшими инновационными инструментами и материалами.

· Интерактивные модели. Интерактивное оборудование в основном используется для контроля и проверки навыков студентов, а также для самоконтроля в условиях подготовки к зачетам и экзаменам. Такие модели снабжены различными световыми и звуковыми индикаторами, позволяющими оценить правильность выполнения манипуляции. Минус таких моделей заключается в их небольшой вариантивности, однако для студентов начальных курсов они являются незаменимыми помощниками.

Работа в симуляционных центрах подготовки может начаться только тогда, когда студент получил достаточный объем теоретических знаний, отработал виртуальный алгоритм проведения манипуляций, а также получил сведения о технике безопасности при работе с оборудованием и инструментами. В симуляционном центре в условиях, максимально повторяющих реальные, с использованием оборудования, инструментов и материалов, а также фантомов пациентов и челюстей, студенты многократно повторяют основные приемы и техники, совместно с преподавателем и однокурсниками разбирают типичные ошибки, научаются правильно прилагать усилия при обработке тканей, тренируются правильной технике работы с инструментами и размещению в пространстве. Полное погружения в условия, очень похожие на настоящий зубоврачебный кабинет, помогают студентам преодолеть страхи и тревоги, настроиться на результат, автоматизировать важнейшие двигательные навыки, научиться работать в команде.

Стандартный курс обучения в симуляционых центрах длится девять семестров, при этом студенты посещаю занятия 2-3 раза в семестр в рамках каждой дисциплины. К сожалению, не все вузы нашей страны обладают самым современным и удобным оборудованием, поэтому проблема обретения практических навыков для студентов-стоматологов по-прежнему актуальна. Для решения этой проблемы центры симуляционного оборудования открываются на базах крупных стоматологических клиник, коммерческих учебных центров. Именно здесь студенты и выпускники стоматологических вузов могут получить навыки, недополученные во время овладения профессией. Стоматологические симуляционные центры также позволяют врачам, уже работающим по специальности, приобрести новый опыт, повысить свою квалификацию или овладеть новой, смежной специальностью.

Работа на симуляционном оборудовании на сегодняшний день позволяет решить глобальную проблему практической подготовки кадров и является неотъемлемой частью обучения врачей-стоматологов разных специальностей.