Важнейшая задача современного медицинского высшего и средне-специального образования заключается в повышении качества практических навыков будущих специалистов при условии сохранения высокого уровня теоретических знаний.
На данный момент проблема повышения уровня практических навыков не потеряла актуальности, несмотря на то что учебные заведения делают все возможное для ее решения, создавая новые структурные подразделения, основной задачей которых является отработка мануальных навыков и навыков общения с пациентами. Сейчас во многих крупных вузах и колледжах мира создаются специализированные учебные симуляционные кассы, дающие студентам, интернам и ординаторам возможность многократной отработки тех или иных манипуляций в условиях постоянного контроля за правильностью их выполнения от преподавателей. Отработка тех или иных навыков на моделях и фантомах является эффективной стратегией овладения необходимыми практическими умениями без причинения вреда пациенту.
Для студентов стоматологических факультетов основными разделами практического курса, проводимого на симуляционном оборудовании, являются:
· Основы кариесологии
· Основы эндодонтии
· Основы пародонтологии
· Основы экстренной медицинской помощи во время стоматологического приема
· Основы хирургической стоматологии
· Основы ортодонтии
· Изготовление зубных протезов и коронок
· Основы имплантации и протезирования
В ходе занятий студентам предлагается большое количество учебных ситуаций, имитирующих реальные условия ведения стоматологического приема. В рамках симуляционного курса будущие врачи знакомятся с оборудованием и материалами, необходимыми для работы, осваивают современные методы диагностики и лечения стоматологических заболеваний.
Перед переходом к практическим занятиям студенты получают необходимый багаж теоретических знаний по основным направлениям:
· Терапевтической стоматологии
· Ортопедической стоматологии
· Хирургической стоматологии
· Стоматологии детства
· Основам ортодонтии
· Основам гигиены
· Основам эндодонтии
Студенты младших курсов во время первых семестров обучения знакомятся со строением полости рта и зубов, основными диагностическими признаками различных стоматологических заболеваний, а также методами их профилактики и лечения. Теоретические занятия сопровождаются показом большого количества различных демонстрационных материалов: видео и фото, снимков рентгенографии или компьютерной томографии, схем, рисунков или графиков. Использование демонстрационных наглядных пособий позволяет будущим врачам визуализировать полученные знания, поскольку визуальные осмотры, пальпация, работа со снимками и моделями составляет основу стоматологической диагностики и лечения. Ни одна другая врачебная специализация не требует такого богатого практического и визуального опыта, как профессия врача-стоматолога.
Проблема обретения практических навыков для будущих стоматологов стоит особенно остро, т. к. от их уровня во многом зависит исход лечения. Помимо этого, стоматологические навыки нарабатываются только во время непосредственного проведения лечебных и диагностических манипуляций непосредственно в полости рта, однако допуск к работе с живым пациентом студента без опыта противоречит врачебной этике. Для получения важнейших практических навыков и наработки опыта студентам вузов необходимо посещать специализированные симуляционные классы, оборудованные всеми необходимыми инструментами, а также моделями.
Современные симуляционные учебные классы оснащаются всем для овладения следующими навыками:
· Техникой пользования основным стоматологическим инструментарием, оборудованием и материалами
· Нормами и правилами техники безопасности, асептики и антисептики
· Основными методами и приемами диагностики заболеваний зубочелюстной системы
· Мануальными техниками диагностики, лечения и профилактики заболеваний полости рта, оперативных вмешательств, имплантации и протезирования зубов, ортодонтического лечения
· Приемами экстренной медицинской помощи в условиях стоматологического кабинета
Основными видами симуляционного оборудования, использующегося для обучения студентов стоматологических факультетов, являются:
· Фантомы головы пациента. Как правило, стоматологический фантом пациента имитирует голову и шею человека, а также имеет крепеж, позволяющий разместить фантом в стоматологическом кресле ил на столе. Современные фантомы полностью повторяют не только размеры частей тела пациента, но и уровень наклона шеи или движения челюсти, т. к. это позволяет студенту сразу же учиться действовать в условиях ограниченной видимости. Большинство фантомов оснащаются специальными мягкими силиконовыми или резиновыми масками, повторяющими кожные покровы лица и шеи. Мягкие ткани ротовой полости, губ, щек и языка выполняются из мягкого и упругого материала, по прочности, плотности и другим характеристикам максимально сходного с натуральными мягкими тканями. Зубы и твердые ткани челюстей также изготавливаются таким образом, чтобы повторять уровень жесткости натуральных костей и эмали, поскольку это помогает студенту привыкать к определенному уровню усилий, требующихся для обработки зубов и челюстей инструментами. Искусственные зубы, накладки языка, неба, десен и губ обычно являются съемными и легко заменяются при необходимости. Фантомы пациента позволяют получить навыки препарирования зуба, установки пломб, эндодонтического лечения, профессиональной гигиены полости рта, малых хирургических вмешательств, в том числе удаления зуба или сшивания десны, а также протезирование, установку брекет-систем и других конструкций, имплантацию.
· Модели челюстей. Модель челюсти считается наиболее недорогой и простой конструкцией, применяющейся для демонстрации студентам младших курсов строения рта и зуба, а также получения элементарных навыков. Такие модели как правило полностью имитируют различные твердые и мягкие ткани и выполняются из гипса, пластика, пластмассы с силиконовым или резиновым покрытием для имитации мягких тканей. Стандартная модель челюсти содержит 28 или 32 зуба, для детских моделей – 20 зубов. Имитаторы зубов как правило являются съемными, закрепляются специальными винтами, при этом для разных манипуляций могут использоваться разные наборы зубов. Модели челюсти позволяют студентам отточить основные навыки: очищение кариозной полости, установку коффердама, инъекционную или проводниковую анестезию, профессиональную чистку полости рта, установку пломбы, культевой вкладки, коронки и другой конструкции. Модели могут использоваться в целях демонстрации, а также для проверки и самопроверки простейших мануальных навыков студентов.
· Симуляционные столы и инструменты. Симуляционное оборудование максимально точно повторяет настоящее стоматологическое оборудование и позволяет выстроить реалистичный стоматологический кабинет для отработки различных сложных навыков и умений. В рамках занятий на симуляционном оборудовании будущие врачи обретают навыки эргономики, асептики и антисептики, а также могут провести полноценный тренировочный прием пациента с использованием диагностических и лечебных инструментов. Во время занятий учащиеся получают возможность «приладиться» к реальным условиям своего будущего кабинета, понять, как именно раскладывать инструмент, выставлять свет, какую позу занимать и т. д. современные фантомы пациентов и роботизированные модели могут быть использованы совместно с симуляционными столами для того, чтобы смоделировать наиболее интересные и проблемные ситуации. На симуляционном оборудовании могут тренироваться не только студенты, но и практикующие врачи, в целях ознакомления с новыми материалами, приспособлениями, установками и т. д.
· Интерактивные модели. К интерактивным моделям относят различные конструкции, оснащенные датчиками и видеокамерами для оценки правильности выполнения тех или иных навыков студента. Обычно такие модели используются во время экзаменов и зачетов, также они могут применяться для оттачивания просты навыков с мгновенной самопроверкой.
· Роботизированные пациенты. Изготовление роботов, максимально полно имитирующих не только строение тела и ротовой полости пациента, но и их поведения, только набирает обороты, однако несколько подобных моделей уже используются в симуляционных классах крупных вузов России.
Использование различных симуляционных моделей и оборудования начинается еще на первом курсе и усложняется по мере получения студентом теоретических навыков. Если в начале обучения еще можно применять простые модели челюстей, интерактивные модели, стенды, плакаты и видеоматериалы, то с 3-4 курса уже необходима систематическая работа на фантомах с использованием стоматологического симуляционного оборудования и материалов. В рамках симуляционного курса возможно создать условия, максимально полно повторяющие реальные, с использованием того стоматологического оборудования, инструментов и материалов, которые впоследствии будут использоваться в работе, а также фантомов и роботизированных пациентов, позволяющие студентам осваивать основные приемы и техники, разбирать и устранять типичные ошибки, выбирать степень усилий при обработке тканей, тренировать глазомер, оттачивать точность и ловкость движений, скорость принятия решений и другие важные навыки. Максимально полное погружение в ситуации, сходные с реальными, помогает учащимся преодолеть страх и неуверенность в себе, отработать коммуникативные навыки, научиться работать в команде.
Полный курс обучения на базе симуляционых коассов длится 9 семестров по 2-3 занятия в семестр в рамках каждого учебного блока. К сожалению, пока еще далеко не все российские высшие учебные заведения располагают набором современного симуляционного оборудования, поэтому проблема получения и автоматизации практических навыков для будущих врачей-стоматологов все еще актуальна. Для решения этой проблемы учебные симуляционные центры организовываются на базе крупных известных стоматологических клиник или коммерческих учебных заведений. В подобных центрах студенты, интерны, ординаторы, аспиранты и практикующие врачи могут освоить набор необходимых навыков, познакомиться с инновационными методами диагностики и лечения, новейшими материалами и оборудованием.
Использование симуляционного оборудования для обучения студентов является важнейшим шагом в решении проблемы нехватки практического опыта у выпускников медицинских вузов.
На данный момент проблема повышения уровня практических навыков не потеряла актуальности, несмотря на то что учебные заведения делают все возможное для ее решения, создавая новые структурные подразделения, основной задачей которых является отработка мануальных навыков и навыков общения с пациентами. Сейчас во многих крупных вузах и колледжах мира создаются специализированные учебные симуляционные кассы, дающие студентам, интернам и ординаторам возможность многократной отработки тех или иных манипуляций в условиях постоянного контроля за правильностью их выполнения от преподавателей. Отработка тех или иных навыков на моделях и фантомах является эффективной стратегией овладения необходимыми практическими умениями без причинения вреда пациенту.
Для студентов стоматологических факультетов основными разделами практического курса, проводимого на симуляционном оборудовании, являются:
· Основы кариесологии
· Основы эндодонтии
· Основы пародонтологии
· Основы экстренной медицинской помощи во время стоматологического приема
· Основы хирургической стоматологии
· Основы ортодонтии
· Изготовление зубных протезов и коронок
· Основы имплантации и протезирования
В ходе занятий студентам предлагается большое количество учебных ситуаций, имитирующих реальные условия ведения стоматологического приема. В рамках симуляционного курса будущие врачи знакомятся с оборудованием и материалами, необходимыми для работы, осваивают современные методы диагностики и лечения стоматологических заболеваний.
Перед переходом к практическим занятиям студенты получают необходимый багаж теоретических знаний по основным направлениям:
· Терапевтической стоматологии
· Ортопедической стоматологии
· Хирургической стоматологии
· Стоматологии детства
· Основам ортодонтии
· Основам гигиены
· Основам эндодонтии
Студенты младших курсов во время первых семестров обучения знакомятся со строением полости рта и зубов, основными диагностическими признаками различных стоматологических заболеваний, а также методами их профилактики и лечения. Теоретические занятия сопровождаются показом большого количества различных демонстрационных материалов: видео и фото, снимков рентгенографии или компьютерной томографии, схем, рисунков или графиков. Использование демонстрационных наглядных пособий позволяет будущим врачам визуализировать полученные знания, поскольку визуальные осмотры, пальпация, работа со снимками и моделями составляет основу стоматологической диагностики и лечения. Ни одна другая врачебная специализация не требует такого богатого практического и визуального опыта, как профессия врача-стоматолога.
Проблема обретения практических навыков для будущих стоматологов стоит особенно остро, т. к. от их уровня во многом зависит исход лечения. Помимо этого, стоматологические навыки нарабатываются только во время непосредственного проведения лечебных и диагностических манипуляций непосредственно в полости рта, однако допуск к работе с живым пациентом студента без опыта противоречит врачебной этике. Для получения важнейших практических навыков и наработки опыта студентам вузов необходимо посещать специализированные симуляционные классы, оборудованные всеми необходимыми инструментами, а также моделями.
Современные симуляционные учебные классы оснащаются всем для овладения следующими навыками:
· Техникой пользования основным стоматологическим инструментарием, оборудованием и материалами
· Нормами и правилами техники безопасности, асептики и антисептики
· Основными методами и приемами диагностики заболеваний зубочелюстной системы
· Мануальными техниками диагностики, лечения и профилактики заболеваний полости рта, оперативных вмешательств, имплантации и протезирования зубов, ортодонтического лечения
· Приемами экстренной медицинской помощи в условиях стоматологического кабинета
Основными видами симуляционного оборудования, использующегося для обучения студентов стоматологических факультетов, являются:
· Фантомы головы пациента. Как правило, стоматологический фантом пациента имитирует голову и шею человека, а также имеет крепеж, позволяющий разместить фантом в стоматологическом кресле ил на столе. Современные фантомы полностью повторяют не только размеры частей тела пациента, но и уровень наклона шеи или движения челюсти, т. к. это позволяет студенту сразу же учиться действовать в условиях ограниченной видимости. Большинство фантомов оснащаются специальными мягкими силиконовыми или резиновыми масками, повторяющими кожные покровы лица и шеи. Мягкие ткани ротовой полости, губ, щек и языка выполняются из мягкого и упругого материала, по прочности, плотности и другим характеристикам максимально сходного с натуральными мягкими тканями. Зубы и твердые ткани челюстей также изготавливаются таким образом, чтобы повторять уровень жесткости натуральных костей и эмали, поскольку это помогает студенту привыкать к определенному уровню усилий, требующихся для обработки зубов и челюстей инструментами. Искусственные зубы, накладки языка, неба, десен и губ обычно являются съемными и легко заменяются при необходимости. Фантомы пациента позволяют получить навыки препарирования зуба, установки пломб, эндодонтического лечения, профессиональной гигиены полости рта, малых хирургических вмешательств, в том числе удаления зуба или сшивания десны, а также протезирование, установку брекет-систем и других конструкций, имплантацию.
· Модели челюстей. Модель челюсти считается наиболее недорогой и простой конструкцией, применяющейся для демонстрации студентам младших курсов строения рта и зуба, а также получения элементарных навыков. Такие модели как правило полностью имитируют различные твердые и мягкие ткани и выполняются из гипса, пластика, пластмассы с силиконовым или резиновым покрытием для имитации мягких тканей. Стандартная модель челюсти содержит 28 или 32 зуба, для детских моделей – 20 зубов. Имитаторы зубов как правило являются съемными, закрепляются специальными винтами, при этом для разных манипуляций могут использоваться разные наборы зубов. Модели челюсти позволяют студентам отточить основные навыки: очищение кариозной полости, установку коффердама, инъекционную или проводниковую анестезию, профессиональную чистку полости рта, установку пломбы, культевой вкладки, коронки и другой конструкции. Модели могут использоваться в целях демонстрации, а также для проверки и самопроверки простейших мануальных навыков студентов.
· Симуляционные столы и инструменты. Симуляционное оборудование максимально точно повторяет настоящее стоматологическое оборудование и позволяет выстроить реалистичный стоматологический кабинет для отработки различных сложных навыков и умений. В рамках занятий на симуляционном оборудовании будущие врачи обретают навыки эргономики, асептики и антисептики, а также могут провести полноценный тренировочный прием пациента с использованием диагностических и лечебных инструментов. Во время занятий учащиеся получают возможность «приладиться» к реальным условиям своего будущего кабинета, понять, как именно раскладывать инструмент, выставлять свет, какую позу занимать и т. д. современные фантомы пациентов и роботизированные модели могут быть использованы совместно с симуляционными столами для того, чтобы смоделировать наиболее интересные и проблемные ситуации. На симуляционном оборудовании могут тренироваться не только студенты, но и практикующие врачи, в целях ознакомления с новыми материалами, приспособлениями, установками и т. д.
· Интерактивные модели. К интерактивным моделям относят различные конструкции, оснащенные датчиками и видеокамерами для оценки правильности выполнения тех или иных навыков студента. Обычно такие модели используются во время экзаменов и зачетов, также они могут применяться для оттачивания просты навыков с мгновенной самопроверкой.
· Роботизированные пациенты. Изготовление роботов, максимально полно имитирующих не только строение тела и ротовой полости пациента, но и их поведения, только набирает обороты, однако несколько подобных моделей уже используются в симуляционных классах крупных вузов России.
Использование различных симуляционных моделей и оборудования начинается еще на первом курсе и усложняется по мере получения студентом теоретических навыков. Если в начале обучения еще можно применять простые модели челюстей, интерактивные модели, стенды, плакаты и видеоматериалы, то с 3-4 курса уже необходима систематическая работа на фантомах с использованием стоматологического симуляционного оборудования и материалов. В рамках симуляционного курса возможно создать условия, максимально полно повторяющие реальные, с использованием того стоматологического оборудования, инструментов и материалов, которые впоследствии будут использоваться в работе, а также фантомов и роботизированных пациентов, позволяющие студентам осваивать основные приемы и техники, разбирать и устранять типичные ошибки, выбирать степень усилий при обработке тканей, тренировать глазомер, оттачивать точность и ловкость движений, скорость принятия решений и другие важные навыки. Максимально полное погружение в ситуации, сходные с реальными, помогает учащимся преодолеть страх и неуверенность в себе, отработать коммуникативные навыки, научиться работать в команде.
Полный курс обучения на базе симуляционых коассов длится 9 семестров по 2-3 занятия в семестр в рамках каждого учебного блока. К сожалению, пока еще далеко не все российские высшие учебные заведения располагают набором современного симуляционного оборудования, поэтому проблема получения и автоматизации практических навыков для будущих врачей-стоматологов все еще актуальна. Для решения этой проблемы учебные симуляционные центры организовываются на базе крупных известных стоматологических клиник или коммерческих учебных заведений. В подобных центрах студенты, интерны, ординаторы, аспиранты и практикующие врачи могут освоить набор необходимых навыков, познакомиться с инновационными методами диагностики и лечения, новейшими материалами и оборудованием.
Использование симуляционного оборудования для обучения студентов является важнейшим шагом в решении проблемы нехватки практического опыта у выпускников медицинских вузов.
Заказать симуляционное стоматологическое оборудование PRODENT можно на сайте https://prodent-tm.ru или по телефону 8 (495) 476-33-73