Заболевания органов полости рта, в том числе зубов, относятся к самой многочисленной и распространенной группе заболеваний в медицинской практике. Пожалуй, на свете нет ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не обращался за помощью к стоматологу. Зубной врач занимается лечением как самых маленьких пациентов, так и взрослых людей разного возраста.
Для обеспечения оптимального количества стоматологических кадров в 2002 году Министерством здравоохранения Российской Федерации был выпущен приказ «О концепции кадровой политики в здравоохранении». Согласно тексту данного приказа приоритетными направлениями кадровой работы являются выявление потребности медицинских учреждений в квалифицированных специалистах и устранение «кадрового голода, а также постоянное повышение уровня качества профессиональной подготовки. За последнее десятилетие Министерство здравоохранения Российской Федерации отметило увеличение числа профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку врачей-стоматологов в области стоматологической терапии, хирургии, ортопедии, имплантологии, пародонтологии, гигиены, ортодонтии и детской стоматологии. В последние годы конкурс для зачисления в институты и университеты на стоматологические факультеты держится на значительном уровне, поэтому поступить на них довольно сложно. Абитуриенты, подавшие документы в такие учебные учреждения, ожидают получения высокооплачиваемой и престижной профессии, которая предоставляет возможность трудоустройства в современные, известные и популярные стоматологические клиники. Многие вузы страны набирают максимально возможное количество студентов и постоянно увеличивают число бюджетных и коммерческих мест.
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2022 году подготовка врачей стоматологического профиля осуществлялась в 40 городах страны, при этом в городах-миллионниках, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске число выпускников медицинских вузов постоянно увеличивается. К сожалению, получение профессии в области стоматологии даже в самом престижном вузе не гарантирует быстрого трудоустройства по специальности. В крупных городах на данный момент открыто огромное количество медицинских центров, вынужденных соперничать за внимание пациентов, поэтому привлечение новых кадров в них не является приоритетной задачей руководства, а в небольших городках и селах уровень зарплат достаточно низок и не удовлетворяет запросы молодых специалистов.
Многие молодые люди, недавно выпустившиеся из высших учебных заведений, сталкиваются с трудностями при трудоустройстве, связанными с большой конкуренцией среди специалистов в области стоматологии. Порой несовпадение желаний, стремлений и ожиданий молодого специалиста с реальностью вынуждает его задуматься о смене профессии. Самой большой проблемой недавних выпускников является отсутствие практического опыта и минимального стажа работы, который требуется во время устройства даже на стартовые позиции в крупных клиниках.
Самыми распространенными проблемами для выпускников стоматологических факультетов являются:
1. Недостаток теоретических знаний. К сожалению, процесс получения знаний часто кажется студентам скучным и неинтересным. Многие преподаватели, особенно в небольших учебных заведениях, слишком доброжелательны к студентам, имеющим «хвосты» по результатам сессии, задолженности по курсовым и дипломным работам, отчетам о практике и т. д. Часто особыми преференциями пользуются студенты, обучающиеся на контрактной основе, которые и так не могут похвастаться высокими баллами ЕГЭ и отличными оценками в аттестате. После окончания вуза такие выпускники обнаруживают поразительно низкий уровень качества знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности
2. Недостаток практического опыта. практические занятия в вузах начинаются уже с первого семестра обучения, к 3-4 курсу большинство студентов уже могут похвастаться неоднократным посещением стоматологических поликлиник и больниц. по плану учебного заведения к последним курсам студенты уже должны выполнять самостоятельно большое количество медицинских манипуляций и быть готовыми к работе с реальными пациентами. К сожалению, часто практические занятия в государственных медицинских заведениях сводятся к присутствию в отделении, выполнении обязанностей грузчиков или санитаров, но не к оттачиванию навыков манипуляций. Врачи-стоматологи опасаются допускать неопытных студентов к реальным пациентам, т. к. неумелые действия могут стать причиной ухудшения состояния здоровья.
3. Недостаток тренированности. Часто даже те студенты, которым повезло с местом проведения практики, выполняют ту или иную манипуляцию всего один-два раза. Таким молодым людям негде «набить руку», отработать скорость и точность. К сожалению, после устройства на работу врачи без опыта работы сталкиваются с тем, что ничего не успевают, тратят много времени и сил на простые манипуляции, боятся сложных случаев. Недостаток уровня отработки практических навыков делает молодого специалиста неконкурентоспособным по сравнению с более опытными коллегами.
4. Страх самостоятельной работы. Из-за недостатка практических навыков выпускники вузов испытывают большую неуверенность в себе и своих силах. Во время собеседования такой специалист мнется, заикается, краснеет и от волнения забывает даже то, что хорошо знает. Конечно же, тревожный, напуганный, смущенный молодой человек не может заинтересовать работодателя, который хочет видеть у себя в клинике уверенного и спокойного профессионала своего дела.
5. Отсутствие сертификатов о прохождении дополнительных образовательных курсов. Современный врач-стоматолог должен отлично ориентироваться в инновационных методах лечения, которые являются наиболее интересными и востребованными среди пациентов. часто вузовские программы сильно отстают от инновационных технологий, поскольку учебные материалы, пособия, методические рекомендации, энциклопедии не успевают меняться в ногу со временем. Студентам, которые хотят реализовать себя в процессии, необходимо постоянно получать знания и умения не только в рамках учебного заведения, но и на различных лекциях, семинарах, мастер-классах. Для руководителя клиники, являющегося потенциальным работодателем, наличие свидетельств о прохождении дополнительных курсов является отличным подтверждением серьезности выпускника и его искреннего желания овладеть профессией.
6. Отсутствие минимального опыта работы. Обычным требованием большинства потенциальных работодателей является наличие хотя бы 1-2 лет стажа. Конечно же, работать врачом студенту-стоматологу никто не позволит, но многие активные учащиеся подрабатывают санитарами, администраторами в поликлиниках, больницах и медицинских центрах. Для потенциального работодателя молодой человек, имеющий представление о работе в клинике, будет более интересен.
7. Отсутствие искреннего интереса к своей профессии. Часто сам выпускник вуза не имеет большого жедания работать по специальности, т. к. поступил в вуз по настоянию родителей, «за компанию» с другом или из-за близости учебного корпуса к дому. Как правило, незаинтересованные в росте и развитии студенты плохо учатся, не хотят участвовать в стажировках, практических занятиях, семинарах и мастер-классах, всячески увиливают от любых дополнительных мероприятий. Для работодателя соискатель, который не хочет приложить даже минимальных сил для получения новых знаний и навыков, не имеющий профессиональных интересов и стремлений, является максимально неинтересным.
Несмотря на высокую конкуренцию среди выпускников стоматологических факультетов вузов, замотивированные, заинтересованные и целеустремленные студенты имеют хорошие шансы на устройство на работу. Основными мерами, которые учащемуся стоит предпринять для повышения своих шансов на карьерный рост, являются:
1. Хорошая учеба. Теоретические знания лежат в основе любых профессиональных навыков. Даже самые, казалось бы, скучные и ненужные предметы, закладывают крепкую теоретическую базу, которая позволяет формировать профессиональные компетенции. Любому студенту необходимо не просто сдавать зачеты и экзамены, а овладевать максимальным количество знаний, расширять свой кругозор.
2. Постоянное саморазвитие. Горящий своей будущей профессией студент с большим интересом будет получать дополнительное образование, посещать различные курсы, мастер-классы, выставки, семинары, смотреть образовательные видео, участвовать в вебинарах, читать дополнительную литературу. Для студентов, которые пока что не имеют реального опыта работы с живыми пациентами, особенно комфортным и интересным является обучение с помощью симуляционного оборудования, например, оборудования PRODENT. В линейке продуктов PRODENT представлены учебные модели челюстей и зубов, стоматологические фантомы пациентов и симуляционные столы и многое другое.
3. Наработка практических навыков. Студенты, максимально полно овладевшие теоретическими знаниями, могут ощущать нехватку практики, из-за чего испытывают неуверенность в своих силах, ловкости рук, глазомере, скорости выполнения манипуляций. На помощь студентам приходят различные виды симуляционного оборудования, на которых можно безопасно «набивать руку». Компактные и недорогие модели челюстей, блоки для препарирования, лоскуты для наложения швов PRODENT можно приобрести для личного пользования, в то время как более сложное и большое оборудование обычно поступает в учебные центры вузов.
4. Прохождение стажировок. Прохождение дополнительной стажировки в клинике может быть источником ценного опыта для студента-медика, а также помогает установить связи с уже работающими специалистами и заручиться их поддержкой. Если студент во время стажировки показал себя грамотным, добросовестным и старательным сотрудником, его шансы устроиться на постоянную работу значительно повышаются.
5. Общение с единомышленниками. В социальных сетях и на форумах студент-стоматолог может вступить в профессиональные сообщества, в которых можно задавать вопросы, заводить интересные знакомства, перенимать опыт, узнать последние новости. Зачастую в таких сообществах размещаются анонсы о предстоящих семинарах и лекциях, выкладываются обучающие видео, комплекты лекций, электронные книги по теме стоматологии.
6. Получение знаний о смежных областях. Большинство врачей в своей работе вынуждены работать на стыке разных специальностей, тесно контактируя друг с другом. Так, например, стоматологу-терапевту просто необходимо иметь представление об основах хирургического удаления зубов или установки коронок и зубных протезов. Получить необходимые знания по смежной специальности возможно в современных учебных центрах, оборудованных симуляционным оборудованием и моделями PRODENT.
7. Повышение уровня мотивации. Профессиональное выгорание является одной из основных проблем врачей не только стоматологического профиля, но и других специальностей. Избежать скуки и рутины в работе специалистам помогает общение с коллегами, получение новых знаний и навыков, постоянное личностное и профессиональное развитие.
Для обеспечения оптимального количества стоматологических кадров в 2002 году Министерством здравоохранения Российской Федерации был выпущен приказ «О концепции кадровой политики в здравоохранении». Согласно тексту данного приказа приоритетными направлениями кадровой работы являются выявление потребности медицинских учреждений в квалифицированных специалистах и устранение «кадрового голода, а также постоянное повышение уровня качества профессиональной подготовки. За последнее десятилетие Министерство здравоохранения Российской Федерации отметило увеличение числа профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку врачей-стоматологов в области стоматологической терапии, хирургии, ортопедии, имплантологии, пародонтологии, гигиены, ортодонтии и детской стоматологии. В последние годы конкурс для зачисления в институты и университеты на стоматологические факультеты держится на значительном уровне, поэтому поступить на них довольно сложно. Абитуриенты, подавшие документы в такие учебные учреждения, ожидают получения высокооплачиваемой и престижной профессии, которая предоставляет возможность трудоустройства в современные, известные и популярные стоматологические клиники. Многие вузы страны набирают максимально возможное количество студентов и постоянно увеличивают число бюджетных и коммерческих мест.
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2022 году подготовка врачей стоматологического профиля осуществлялась в 40 городах страны, при этом в городах-миллионниках, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске число выпускников медицинских вузов постоянно увеличивается. К сожалению, получение профессии в области стоматологии даже в самом престижном вузе не гарантирует быстрого трудоустройства по специальности. В крупных городах на данный момент открыто огромное количество медицинских центров, вынужденных соперничать за внимание пациентов, поэтому привлечение новых кадров в них не является приоритетной задачей руководства, а в небольших городках и селах уровень зарплат достаточно низок и не удовлетворяет запросы молодых специалистов.
Многие молодые люди, недавно выпустившиеся из высших учебных заведений, сталкиваются с трудностями при трудоустройстве, связанными с большой конкуренцией среди специалистов в области стоматологии. Порой несовпадение желаний, стремлений и ожиданий молодого специалиста с реальностью вынуждает его задуматься о смене профессии. Самой большой проблемой недавних выпускников является отсутствие практического опыта и минимального стажа работы, который требуется во время устройства даже на стартовые позиции в крупных клиниках.
Самыми распространенными проблемами для выпускников стоматологических факультетов являются:
1. Недостаток теоретических знаний. К сожалению, процесс получения знаний часто кажется студентам скучным и неинтересным. Многие преподаватели, особенно в небольших учебных заведениях, слишком доброжелательны к студентам, имеющим «хвосты» по результатам сессии, задолженности по курсовым и дипломным работам, отчетам о практике и т. д. Часто особыми преференциями пользуются студенты, обучающиеся на контрактной основе, которые и так не могут похвастаться высокими баллами ЕГЭ и отличными оценками в аттестате. После окончания вуза такие выпускники обнаруживают поразительно низкий уровень качества знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности
2. Недостаток практического опыта. практические занятия в вузах начинаются уже с первого семестра обучения, к 3-4 курсу большинство студентов уже могут похвастаться неоднократным посещением стоматологических поликлиник и больниц. по плану учебного заведения к последним курсам студенты уже должны выполнять самостоятельно большое количество медицинских манипуляций и быть готовыми к работе с реальными пациентами. К сожалению, часто практические занятия в государственных медицинских заведениях сводятся к присутствию в отделении, выполнении обязанностей грузчиков или санитаров, но не к оттачиванию навыков манипуляций. Врачи-стоматологи опасаются допускать неопытных студентов к реальным пациентам, т. к. неумелые действия могут стать причиной ухудшения состояния здоровья.
3. Недостаток тренированности. Часто даже те студенты, которым повезло с местом проведения практики, выполняют ту или иную манипуляцию всего один-два раза. Таким молодым людям негде «набить руку», отработать скорость и точность. К сожалению, после устройства на работу врачи без опыта работы сталкиваются с тем, что ничего не успевают, тратят много времени и сил на простые манипуляции, боятся сложных случаев. Недостаток уровня отработки практических навыков делает молодого специалиста неконкурентоспособным по сравнению с более опытными коллегами.
4. Страх самостоятельной работы. Из-за недостатка практических навыков выпускники вузов испытывают большую неуверенность в себе и своих силах. Во время собеседования такой специалист мнется, заикается, краснеет и от волнения забывает даже то, что хорошо знает. Конечно же, тревожный, напуганный, смущенный молодой человек не может заинтересовать работодателя, который хочет видеть у себя в клинике уверенного и спокойного профессионала своего дела.
5. Отсутствие сертификатов о прохождении дополнительных образовательных курсов. Современный врач-стоматолог должен отлично ориентироваться в инновационных методах лечения, которые являются наиболее интересными и востребованными среди пациентов. часто вузовские программы сильно отстают от инновационных технологий, поскольку учебные материалы, пособия, методические рекомендации, энциклопедии не успевают меняться в ногу со временем. Студентам, которые хотят реализовать себя в процессии, необходимо постоянно получать знания и умения не только в рамках учебного заведения, но и на различных лекциях, семинарах, мастер-классах. Для руководителя клиники, являющегося потенциальным работодателем, наличие свидетельств о прохождении дополнительных курсов является отличным подтверждением серьезности выпускника и его искреннего желания овладеть профессией.
6. Отсутствие минимального опыта работы. Обычным требованием большинства потенциальных работодателей является наличие хотя бы 1-2 лет стажа. Конечно же, работать врачом студенту-стоматологу никто не позволит, но многие активные учащиеся подрабатывают санитарами, администраторами в поликлиниках, больницах и медицинских центрах. Для потенциального работодателя молодой человек, имеющий представление о работе в клинике, будет более интересен.
7. Отсутствие искреннего интереса к своей профессии. Часто сам выпускник вуза не имеет большого жедания работать по специальности, т. к. поступил в вуз по настоянию родителей, «за компанию» с другом или из-за близости учебного корпуса к дому. Как правило, незаинтересованные в росте и развитии студенты плохо учатся, не хотят участвовать в стажировках, практических занятиях, семинарах и мастер-классах, всячески увиливают от любых дополнительных мероприятий. Для работодателя соискатель, который не хочет приложить даже минимальных сил для получения новых знаний и навыков, не имеющий профессиональных интересов и стремлений, является максимально неинтересным.
Несмотря на высокую конкуренцию среди выпускников стоматологических факультетов вузов, замотивированные, заинтересованные и целеустремленные студенты имеют хорошие шансы на устройство на работу. Основными мерами, которые учащемуся стоит предпринять для повышения своих шансов на карьерный рост, являются:
1. Хорошая учеба. Теоретические знания лежат в основе любых профессиональных навыков. Даже самые, казалось бы, скучные и ненужные предметы, закладывают крепкую теоретическую базу, которая позволяет формировать профессиональные компетенции. Любому студенту необходимо не просто сдавать зачеты и экзамены, а овладевать максимальным количество знаний, расширять свой кругозор.
2. Постоянное саморазвитие. Горящий своей будущей профессией студент с большим интересом будет получать дополнительное образование, посещать различные курсы, мастер-классы, выставки, семинары, смотреть образовательные видео, участвовать в вебинарах, читать дополнительную литературу. Для студентов, которые пока что не имеют реального опыта работы с живыми пациентами, особенно комфортным и интересным является обучение с помощью симуляционного оборудования, например, оборудования PRODENT. В линейке продуктов PRODENT представлены учебные модели челюстей и зубов, стоматологические фантомы пациентов и симуляционные столы и многое другое.
3. Наработка практических навыков. Студенты, максимально полно овладевшие теоретическими знаниями, могут ощущать нехватку практики, из-за чего испытывают неуверенность в своих силах, ловкости рук, глазомере, скорости выполнения манипуляций. На помощь студентам приходят различные виды симуляционного оборудования, на которых можно безопасно «набивать руку». Компактные и недорогие модели челюстей, блоки для препарирования, лоскуты для наложения швов PRODENT можно приобрести для личного пользования, в то время как более сложное и большое оборудование обычно поступает в учебные центры вузов.
4. Прохождение стажировок. Прохождение дополнительной стажировки в клинике может быть источником ценного опыта для студента-медика, а также помогает установить связи с уже работающими специалистами и заручиться их поддержкой. Если студент во время стажировки показал себя грамотным, добросовестным и старательным сотрудником, его шансы устроиться на постоянную работу значительно повышаются.
5. Общение с единомышленниками. В социальных сетях и на форумах студент-стоматолог может вступить в профессиональные сообщества, в которых можно задавать вопросы, заводить интересные знакомства, перенимать опыт, узнать последние новости. Зачастую в таких сообществах размещаются анонсы о предстоящих семинарах и лекциях, выкладываются обучающие видео, комплекты лекций, электронные книги по теме стоматологии.
6. Получение знаний о смежных областях. Большинство врачей в своей работе вынуждены работать на стыке разных специальностей, тесно контактируя друг с другом. Так, например, стоматологу-терапевту просто необходимо иметь представление об основах хирургического удаления зубов или установки коронок и зубных протезов. Получить необходимые знания по смежной специальности возможно в современных учебных центрах, оборудованных симуляционным оборудованием и моделями PRODENT.
7. Повышение уровня мотивации. Профессиональное выгорание является одной из основных проблем врачей не только стоматологического профиля, но и других специальностей. Избежать скуки и рутины в работе специалистам помогает общение с коллегами, получение новых знаний и навыков, постоянное личностное и профессиональное развитие.
Заказать симуляционное стоматологическое оборудование PRODENT можно на сайте https://prodent-tm.ru или по телефону 8 (495) 476-33-73